несметных воинских сил, отправляющихся на завоевание всей Европы и Азии, а
путь державших от Атлантического моря, из царства, именовавшегося
Атлантидой. Однако землетрясения и наводнения стерли с лица земли и
Атлантиду, и поглотили воинскую силу афинян. Он предлагает считать
государство и граждан, описанных Сократом во вчерашнем разговоре как некий
миф, государством и гражданами, которые существовали в реальности и
являются предками афинян, по свидетельству жреца. Сократ соглашается с
таким предложением, говоря о преимуществе того, чтобы иметь дело с не с
вымышленным мифом, но с реальным сказанием. Основное повествование (за
исключением нескольких страниц вступления) ведется от лица Тимея,
собеседника Сократа; в общем, можно сказать, что это монолог. Такая
структура объясняется так: накануне основным рассказчиком был Сократ,
теперь же его собеседники высказывают свои взгляды, а Сократ уступает им
инициативу. В следующем после "Тимея" диалоге "Критий" высказывается
другой участник разговора, соответственно Критий. В диалоге трактуются
основные понятия античной астрономии, т.е. выдвигается антитеза вечного и
временного и доказывается положение, что космос есть только подобие вечного
и подражание божественному. Поскольку, однако, вечное и божественное Платон
как мировой ум, в дальнейшем и последует рассуждение о функциях
космического ума. Здесь важно также отметить, что Платон мыслит свои
рассуждения о космосе только как вероятные, поскольку они все связаны с
чувственными ощущениями; а точен и безусловен с точки зрения Платона,
только чистый ум.
После молитвы Критий приступает: для начала должно разграничить две вещи:
что есть вечное, не имеющее возникновения бытие ( = то, что постигается с
помощью размышления и рассуждения) и что есть вечно возникающее, но никогда
не сущее ( = то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и
гибнет, но никогда не существует на самом деле). Все возникающее должно
иметь причину своего возникновения. По какой причине устроил возникновение
и эту Вселенную тот, кто их устроил? Космос есть живое существо, наделенное
душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Что
это за живое существо, по образу которого устроитель устроил космос? Это
универсальное, живое существо. Небо, видимое и осязаемое, бог построил,
соединив огонь и землю, поместив между ними воздух и воду - так родилось
упорядоченное, благодаря пропорции, тело космоса. Очертания Вселенной -
сфера, наиболее совершенное сочетание. Космос устроен как самодовлеющий, не
нуждающийся ни в чем другом, кроме самого себя. Демиург дал своему творению
жизнь блаженного бога. Интересно то, что миров не может быть много.
Существует один единственный умопостигаемый образец (первообраз), и потому
существует только один мир, ему подражающий. - Однако прежде тела, была
сотворена душа - из неделимой и вечно тождественной сущности - сотворена
невидимой. Она совершеннее всего рожденного, являет собой трехчастное
смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально
разделено и снова слито и неизменно вращается вокруг самого себя. Далее
описывается космос в своем органическом строении: а) время и его органы,
т.е. 1) время как таковое - вечный образ, движущийся от числа к числу
(некое движущееся подобие вечности (для того чтобы еще более уподобить свое
творение вечно живому существу, но природу вечного нельзя передать ничему
рожденному, отсюда - время) и 2) временные движения неподвижного неба и
отдельных планет; б) образование высших классов "живых существ", или
"ставших" богов, т.е. звезд (участвующих в устроении времени) и положение
Земли; в) создание человека - демиург обращается с этой целью к низшим
богам; голова - сферовидное тело - божественнейшая часть человека, руки и
ноги, чтобы голова не катилась по буграм и ямам, несут отныне вместилище
того, что в нас божественнее и святее всего; зрение, слух и голос дарованы
богами для того, чтобы наблюдать круговращение ума в небе, извлекать пользу
для круговращения нашего мышления, которое сродни тем, небесным, хотя в
отличие от их невозмутимости оно подвержено возмущениям.
Функции первичной материи как необходимости и краткое резюме двух
основных частей диалога. Здесь Платон вырабатывает очень тонкое
диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое
становление, чуждое всякого оформления. Материя - это чистый аналог иного,
как оно было выведено в отвлеченной диалектике "Парменида". Прежде в
диалоге были выделены две вещи: основополагающий первообраз, который
обладает мыслимым и тождественным бытием; и подражание этому первообразу,
которое имеет рождение и зримо. Теперь необходимо выделить третий вид - как
восприемника и кормильца всякого рождения. Природа, которая приемлет все
тела, всегда тождественна, ибо никогда не выходит за пределы своих
возможностей; всегда воспринимая все, она никоим образом не усваивает
никакой формы, которая была бы подобна формам входящим в нее вещей. Следует
мысленно обособить три рода: то, что рождается (ребенок), то, внутри чего
совершается рождение (мать), и то, по образцу чего возрастает рождающееся
(отец).
- Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода
возникли порознь еще до рождения мира. - Вторичная материя, или об
элементарных плоскостях и телах: а) два первичных треугольника
(равнобедренный и неравнобедренный); б) возникновение из них четырех
элементарных тел ("родов"); в) возникновение массы каждого их этих четырех
элементов и различные их качества; г) более точные условия и границы
взаимоперехода элементов; д) физические условия движения и покоя вообще; е)
специальные виды огня (пламя, истечение пламени, которое не жжет, но
доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени остается
в тлеющих углях), воздуха (эфир, туман), воды (жидкий и плавкий вид) и
земли (каменистое тело, горшечная глина, щелок и соль). После того, как с
достаточной полнотой показано разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и
взаимопереходов фигур (огня, воды и т.д.), выясняется причины воздействия
производимых всем этим на нас. Теория чувственного восприятия или о
вторичных качествах тел. Все, описанные выше вещи, постоянно ощущаемы. А)
общие (ощущаемые всем телом) телесные ощущения, или ощущения тепла и
холода, твердости и мягкости, тяжести и легкости, приятного и неприятного.
Б) теория четырех специальных чувств: зрение (учение о красках), слух,
обоняние, вкус.
Далее краткое резюме двух основных частей диалога. Вначале все вещи
являли собой состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую
из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех
отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и
соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по
какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те
имена, которыми мы нынче именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог
впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную -
единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как
смертные, так и бессмертные.
При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных
он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его
рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, подарив все
это душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один,
смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости
состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем
страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц
- дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и
надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с
неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам
необходимости смертный род души. В грудь они вложили смертную душу, в
голову - душу более благородной природы. Далее речь идет о прочих частях
человеческого тела, о процессах питания, пищеварения, жизнь и смерть, о
болезнях души и тела, о гармоническом устроении, т.е. о душе и теле и т.д.
Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля.
Аристотель ввел понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией
Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но
не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином,
субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или
атрибут, а может выступать только как его субъект.
Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией оно быть
не может. Поэтому субстанцией, в аристотелевском смысле, может быть только
единичное бытие.
Существующее само по себе и потому нисколько не зависимое от сознания
человека бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и
есть в этом смысле уже бытие как содержание понятия.
Для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В
плане бытия "форма" - сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие
о предмете или те определения самого по себе существующего предмета,
которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может
иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные
определения предмета.
Чтобы знание было истинным, оно не только должно быть понятием о
предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не
изменчивое и не текучее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. И
такое познание может быть только познанием "формы". Эта "форма" каждого
предмета вечна: она не возникает и не погибает.
Таким образом, в "форме" соединяются вечность и общность.
Присоединяемый к "форме" новый элемент может стать элементом субстанции
только при условии, если он будет совершенно "неопределенным субстратом"
или "неопределенной материей". Это тот субстрат (материя), в котором общее
("форма") впервые становится определенностью другого бытия.
"Материя", или "субстрат" - это, во-первых, отсутствие, "лишенность" того
определения, которое ей предстоит приобрести как ее определенность, иначе
говоря, "материя" есть, прежде всего "лишение" "формы". Однако понятие
"материя" не может быть сведено как к своей единственной характеристике - к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67