Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Курс лекций

Санкт-Петербург, 2002

Уголовно-исполнительное право. Курс лекций – СПб.: -------, 2002, _____ с.

Рецензенты:

Беляев Н.А. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор

юридических наук, профессор;

Ривман Д.В. Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических

наук, профессор

Курс лекций отражает современный уровень развития науки уголовно-

исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Он

подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное

право» для юридических вузов. Состоит из 2 частей: Общей и Особенной. В

Общей части рассматриваются общие положения уголовно уголовно-

исполнительного права, правовое положение осужденных, система учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания. В Особенной части – правовое

регулирование, порядок и условия исполнения и отбывания уголовных

наказаний, а также международные аспекты исполнения уголовных наказаний.

Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов (вне зависимости

от специализации), аспирантов, преподавателей, практических работников

правоохранительных органов.

Предисловие

В предлагаемом авторском курсе излагаются общие положения уголовно-

исполнительного права, правовое регулирование порядка исполнения и

отбывания уголовных наказаний, международные стандарты по обращению с

осужденными. Проблемы демократического переустройства нашего общества,

занятие им достойного места в цивилизованном мире с неизбежностью требуют

как теоретического осмысления основных тенденций его развития, так и поиск

возможных путей их практического воплощения. Важнейшим направлением

уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных.

Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное

законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными.

Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности

воспитательного воздействия должно стать главным направлением деятельности

учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.

Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает активное

использование средств исправительного воздействия и включает в себя целый

комплекс политико-правовых, организационных и идеологических мероприятий

направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.

В предлагаемом курсе лекций отражена современная уголовно-

исполнительная политика России. Большое внимание в нем уделяется истории

пенитенциарного законодательства и пенитенциарных учреждений в России.

Изучение истории развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарных

учреждений имеет не только познавательное значение, но и практическое, так

как позволяет избежать ошибок прошлого, и взять на вооружение все

позитивное, что было создано в результате правоприменительной деятельности.

При изложении правового статуса осужденных значительное внимание

уделено проблемам соблюдения прав и свобод осужденных. Правой статус

осужденных формулируется исходя из общих принципов положения человек и

гражданина в обществе и государстве, в качестве важнейшей задачи здесь

выступает его защита со стороны государства.

Уголовно законодательство предусматривает широкий набор альтернативных

лишению свободы видов уголовных наказаний. В курсе лекций подробно

излагается порядок исполнения и отбывания наказаний не связанных с

изоляцией осужденных от общества, а также проблемы их применения и

исполнения.

Достаточно большое внимание отводится международным стандартам

обращения с осужденными и опыту исполнения уголовных наказаний в некоторых

зарубежных странах.

Общая часть

Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на

формирование и развитие правовой системы, различных отраслей

законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию,

основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит

перед собой общество. Современная политика России направлена на построение

правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих

достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и

общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет

специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в

этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической,

социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее

было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней

областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и

иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с

преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные

направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики

государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность

государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и

иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному

пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление,

исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей[1].

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью,

выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере

предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные

направления политики могут объединяться между собой, или, напротив,

разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая,

уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные

формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с

преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно –

правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с

точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной

политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового

воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения

наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы,

стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы

исполнения наказания.

Термин '' уголовно – исполнительная политика'' пришел на смену термину

''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая

политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в

сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и

соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали

главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание

осужденных. Основным средством достижения этой цели был признан труд. Для

достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-

трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами

исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового

воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с

обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин

''исправительно-трудовая политика'' как и термин ''исправительно-трудовое

право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных

наказаний появилось много таких наказаний, которые не были связаны с

привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное

порицание, увольнение от должности и др.

Таким образом, уже с 70-х годов появилось основание изменить

наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-

исполнительную политику''.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных

международным сообществом положениях об обращении с осужденными

соответствующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и

политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных

направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового

государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной

системы. Соответственно показателям правового государства должна быть

приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-

исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации

исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности

исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний

альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в

производственной деятельности исправительных учреждений, изменении

установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении

осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда

социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются:

социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние

нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние

преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с

осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского

общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической

деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты