Уголовно-исполнительное право

срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от

общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение

социальных связей осужденных.

Предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства

реализуется опосредовано, поскольку предусмотренные законом меры

принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод

осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем

постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2

ст. 1 УИК задачи сформулированы достаточно определенно и конкретно. Эти

задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и

норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка

и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления

осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание

осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания

выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения

наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений,

возникающих в данной сфере.

Задача определения средств исправления осужденных закрепляется в

конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные средства

исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный

труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и

общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и

условиям отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм

реализации указанных средств.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается

в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального

статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма

обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу

осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и

права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и

вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК,

регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания,

урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в

определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и

законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной

власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 -

ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов

администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует

цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от

наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при

освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за

ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным,

освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется

правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по

содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных,

оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет

систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и

взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и

нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых

актах.

УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он

соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен

предмет правового регулирования.

УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства,

его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует

систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как

общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к

различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему

контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее

урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее

субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль,

судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при

исполнении наказаний, а также общественный контроль.

Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий

исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных;

обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих

наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их

реализации. Данная структура правового регулирования позволяет

ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной

деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.

Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает

трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему

отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что

позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида

режима в другой.

В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении

военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса

обеспечить применение средств исправления.

Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их

реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой

установлены в ст. 6 УИК.

В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное

законодательство России применяется на всей территории страны. Это

положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие

иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации

(кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его

территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.

В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно-

исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не

предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание

помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с

законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения

условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание

его действия, а также его обратную силу.

При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение

наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении

законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно

которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные

законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего

сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно-

исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если

иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении,

определяющем порядок введения его в действие.

Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания,

прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене

конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь

принятом законе.

§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного

поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе

исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного

воздействия.

Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс

норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих

при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при

освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм

образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты

права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты

правового регулирования.

Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания

и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права

определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих

наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении

(отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При

исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры

принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного

воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется

нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает

психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации

воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права

формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства,

организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых

возложено выполнение данных задач.

Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного

поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели,

задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов,

формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они

рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные

нормы.

В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме

норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно

отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли

законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная

деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи

исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам

можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-

исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются

их содержание.

Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты