срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от
общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение
социальных связей осужденных.
Предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства
реализуется опосредовано, поскольку предусмотренные законом меры
принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод
осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.
Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем
постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2
ст. 1 УИК задачи сформулированы достаточно определенно и конкретно. Эти
задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и
норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка
и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления
осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание
осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания
выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения
наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений,
возникающих в данной сфере.
Задача определения средств исправления осужденных закрепляется в
конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные средства
исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный
труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и
общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и
условиям отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм
реализации указанных средств.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается
в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального
статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма
обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу
осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и
права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и
вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК,
регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания,
урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в
определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и
законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной
власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 -
ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов
администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует
цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от
наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при
освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за
ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным,
освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется
правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по
содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных,
оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет
систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и
взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и
нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых
актах.
УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он
соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен
предмет правового регулирования.
УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства,
его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует
систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как
общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к
различным видам наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему
контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее
урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее
субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль,
судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при
исполнении наказаний, а также общественный контроль.
Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий
исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных;
обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих
наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их
реализации. Данная структура правового регулирования позволяет
ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной
деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.
Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает
трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему
отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что
позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида
режима в другой.
В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении
военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса
обеспечить применение средств исправления.
Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их
реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой
установлены в ст. 6 УИК.
В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное
законодательство России применяется на всей территории страны. Это
положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие
иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации
(кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его
территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.
В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно-
исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не
предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание
помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с
законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения
условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание
его действия, а также его обратную силу.
При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение
наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении
законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно
которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего
сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно-
исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если
иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении,
определяющем порядок введения его в действие.
Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания,
прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене
конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь
принятом законе.
§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права
Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного
поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе
исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного
воздействия.
Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс
норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих
при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при
освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм
образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты
права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты
правового регулирования.
Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания
и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права
определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих
наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении
(отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При
исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры
принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного
воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется
нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает
психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации
воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права
формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства,
организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых
возложено выполнение данных задач.
Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного
поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели,
задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов,
формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они
рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные
нормы.
В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме
норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно
отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли
законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная
деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи
исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам
можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-
исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются
их содержание.
Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63