Уголовно-исполнительное право

находится на подзаконном уровне - приказы, инструкции и другие

ведомственные нормативные акты[41].

Статья 110 УПК РФ определяет основные формы воспитательной работы,

такие как: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание

осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в

исправительных учреждениях создается материально - техническая база в

соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации

(ч.3 ст.110 УИК РФ).

Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с

учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и

условий содержания.

Организация общеобразовательной подготовки является одним из

самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными

свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей

работы по исправлению осужденных, т.к. без повышения общеобразовательного

уровня невозможно действительное воспитание человека. Общеобразовательное

обучение базируется на конституционном праве граждан РФ на образование

(ст.43 Конституции РФ). В соответствии со ст.112 УИК РФ,

общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не

достигших тридцатилетнего возраста и не имеющих основного общего

образования. Социальная ценность человека в значительной мере определяется

уровнем образования, которое оказывает влияние на формирование его

жизненных взглядов, его отношение к труду, поведение и творческую

активность.[42] Организация получения осужденными основного общего и

среднего полного общего образования, создание, ликвидация и реорганизация

образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы (школ и учебно

- консультационных пунктов) осуществляется в порядке, установленном

центральными органами управления уголовно - исполнительной системы по

согласованию с Министерством общего и профессионального образования РФ.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего

образования поощряются и учитываются при определении степени их исправления

(ч.4 ст.112 УИК РФ).

Наряду с режимом и воспитательной работой одним из основных средств

исправления осужденных является общественно полезный труд. Общественно

полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях

используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия

на лиц, лишенных свободы. Труд играет значительную роль в формировании и

воспитании человека. Это положение общепризнанно во всех философских и

педагогических учениях. На важности производительного труда для исправления

негативных качеств у лиц, совершивших преступления базируется

исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение

уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные

акты, определяющие обращение с осужденными - Минимальные стандартные

правила обращения с заключенными.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных

возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность

каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Так ч.1 ст.103 УИК РФ

говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.." Но

обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на

основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение

заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения.

Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в

содержание последнего.[43]

Помимо установленной в ч.1 ст. 103, обязанности осужденных трудиться,

они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст.37

Конституции). В процессе реализации этого права осужденных, администрации

исправительных учреждений корреспондируются обязанностью привлекать

осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста,

трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности.

Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых

организационно - правовых форм собственности. В соответствии с законом "Об

органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы" от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе

заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК

РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по

благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий

без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано

законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ

не должна превышать 2 часов в неделю.

Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно -

исполнительного права, несмотря на то, что трудоиспользование

осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно -

правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени

регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего

дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники

безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с

трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в

соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам,

действующим в народном хозяйстве.

Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На

основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и

осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды первой и

второй группы привлекаются к труду по их желанию, в соответствии с

законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите

инвалидов (ч.2 ст.103 УИК).

Согласно Правилу 71(1) Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными - "Труд заключенных не должен приносить им страданий".

Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели

получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их

исправления.

Но вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы, должен

быть производительным, а приобретаемая или совершенствуемая там

квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из

мест лишения свободы.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных

является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная

подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к

труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется

в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное

профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в

порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством

образования РФ.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в

качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К

сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма

исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал.

Профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали

закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность

процесса исправления осужденных.

Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от

обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного к

профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его

исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и

определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест

лишения свободы.

Правовая регламентация организации профессионального образования и

профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.

В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и

общественное воздействие.

Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике

прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных

комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование

различного рода методических и научно - методических советов.

Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в

частности в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе

достижения целей уголовного наказания оказывают Советы родственников

осужденных и родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях,

где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта

работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.

В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на

осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных

оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня

доступ в места лишения свободы.

Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе

исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на

достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле

исправления осужденных.

Основной задачей общественного воздействия , как и других средств

исправления является повышения эффективности деятельности администрации

исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного

наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания,

характера и степени общественной опасности совершенного преступления,

личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять

мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в

рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным

образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного.

Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение

других целей уголовного наказания - восстановление социальной

справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты