арест, лишение свободы и смертная казнь (ч.5 ст.16); на дисциплинарную
воинскую часть- содержание в дисциплинарной воинской части; на
командование, гарнизонов -арест; на командование воинских частей,
учреждений, органов и воинских формирований - ограничение по воинской
службе (ч. 7 ст. 16).
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать
прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией
учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих
правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний,
например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к
месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 2 ст. 48), дают
согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч.
3 ст. 85), санкционируют задержание осужденного при уклонении от
возвращения в исправительное учреждение (ч.3 ст. 97 и т.д.).
Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают,
наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной
отрасли права. Меньшим, объемом прав и обязанностей наделяются общественные
объединения (ст. 23 УИК), попечительский совет (ст. 142 УИК), отдельные
граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие
исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с
осужденными.
Содержание уголовно-исполнительных правоотношений выражается в
поведение их субъектов, каждый из которых имеет права и несет обязанности,
поэтому если один из них несет какую-либо обязанность, то другой имеет
право требовать выполнения данной обязанности. Соответственно, права и
обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют
содержание правоотношений. Характер их прав и обязанностей зависит от вида
исполняемого наказания.
Содержание правоотношений позволяет выделить их виды. К ним
относятся правоотношения, возникающие при исполнении и отбывании
уголовного наказания и при применении исправительного воздействия.
К объекту уголовно-исполнительных правоотношений относятся явления и
предметы, (реально существующие обстоятельства) по поводу которых возникают
правоотношения. Объектом правоотношений могут быть и определенные законом
интересы его субъектов, например, для осужденных к лишению свободы в
качестве объектов могут выступать такие интересы, как разрешение на
краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска,
получение свидания, посылки или передачи, разрешение на передвижение без
конвоя и т. д., для администрации исправительных учреждений в качестве
объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего
порядка в исправительных учреждениях и т.д. Следовательно можно считать,
что реализация прав и обязанностей субъектов направлена на определенные
объекты.
Юридическими фактами являются действия или события, в связи с которыми
возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные
правоотношения. Их можно разделить на несколько групп. В качестве главного
юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в
силу приговора суда и обращение его к исполнению (действие); истечение
срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие);
досрочное освобождение от отбывания наказания (действие). Вступивший в силу
приговор порождает целый комплекс правоотношения, связанных с исполнением
(отбыванием) наказания, он включает механизм реализации большинства норм
уголовно-исполнительного права: получение подсудимым статуса осужденного,
возникновение у него комплекса прав и обязанностей, связанных с отбыванием
наказания. Как следствие этого у администрации учреждения или органа,
исполняющего наказание, возникает комплекс обязанностей и прав по
отношению к осужденным.
Истечение срока назначенного наказания или исполнение наказания, не
являющегося срочным (штраф), влечет прекращение всего комплекса уголовно-
исполнительных правоотношений, а осужденный вновь приобретает статус
гражданина, свободного от правоограничений, связанных с исполнением
уголовного наказания (ст. 179 УИК).
К другой группе юридических фактов относятся действия со сложным
фактическим составом, влекущим за собой изменение комплекса
правоотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод
осужденного из колонии в тюрьму и т.д.
И наконец к третьей группе юридических фактов относятся те из них,
которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных
правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение
его к работе без оплаты труда и т.д.
Уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие или, изменяющиеся
на основе второй и третьей групп юридических фактов, рассматриваются как
часть всей системы правоотношений, которые возникли на основе главного
юридического факта.
Анализ и оценка юридических фактов позволяет разграничивать правовую
природу правоотношений, возникающие при исполнении наказаний, и в
частности на гражданско-правовые, связанные с собственностью осужденных,
уголовно-процессуальные, возникающие при рассмотрении дел об условно-
досрочном освобождении осужденных. Такой подход позволяет правильно
применять конкретные правовые нормы, различных отраслей права.
Лекция 3. История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной
системы в России
1. Уголовно-исполниельное законодательство и пенитенциарные учреждения
России в царский период
2. Советская исправительно-трудовая система
3. Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время
1. Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения
России в царский период
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в
России возникают в период образования и укрепления русского
централизованного государства. Основным источником права этого периода были
Судебники 1497 и 1550 гг.
Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний.
Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли
помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет».
Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать
заключенных.
Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение
населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы.
Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10
случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало
правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее
распространенными способами смертной казни были: отсечение головы,
повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни
носила публичный характер и имела цель устрашения. Существующее на западе
мнение о русском деспотизме не соответствует действительности. В Германской
Каролине 1153 года смертная казнь назначается намного чаще – в 44 случаях.
На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто.
Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой
преступник после смерти отвечал перед Богом, а светская власть не вправе
предрешать его судьбу.
В русском государстве не были распространены изуверские способы казни,
свойственные Европе.
Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым
относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой
площади.
Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного
наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с
несостоятельных должников.
Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное
наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на
сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с
другими видами наказания.
«Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их
родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем
по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею»1.
Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения
явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении
представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает
устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.
Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение
головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т.д.
Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях
покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных
наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население.
К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук,
отрезание ушей и т.д.
В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка
преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие.
Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось
присоединение Россией Сибири. К концу ХV11 века ссылка становится самой
массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к
1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1.
Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и
принципа неопределенности наказания.
Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое
назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на
сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на
строительство тюрем и содержание тюремной администрации «…тюрьмы на Москве
строить из Разбойного приказу государевою казною…. А в целовальниках и в
сторожах у московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым
людям на подмоги, а на подмогу деньги тем целовальникам и сторожам имать с
тех сотен и слобод по городам…»2. Таким образом, центральная власть
полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания
тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от
обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении
признавалось:
а) строить тюрьмы за счет городов и уездов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63