предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к
собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений,
стремления жить за счет других.
Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании,
что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных
установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость
воспитательной работы на формирование правопослушного поведения.
Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно
актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по
причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и
духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня
осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным
ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной
работы с осужденными.
Существенное значение при организации воспитательной работы в
исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным
закономерностям.
К числу основных принципов организации воспитательной работы можно
отнести:
- приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах
воспитательного процесса;
- педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса;
гуманное отношение к осужденным;
самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под
контролем администрации.
Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия
самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой
уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных
учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени
исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к
различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям.
Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных
мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным
мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он
учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное
освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение
осужденных (изменяет условия отбывания наказания).
Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные
распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения
вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в
местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в
исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство
воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром
воспитательной работы с осужденными.
Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных
особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных
ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости
дифференцированного применения средств исправления осужденных.
Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности
являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия,
образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели
(темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно-
правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства
свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.).
Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня
аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия
форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми
эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во
многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей.
Формы воспитателей работы.
Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы,
системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством.
Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы
является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В
воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не
противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах
лишения свободы.
Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей
личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых
нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому
нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как
честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость,
сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время
еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была
заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В
настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает
ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали,
патриотизма.
В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное
место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение
о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и
МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с
администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении
осужденных. Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается
на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного
учреждения и призвана: способствовать реализации прав верующих, отбывающих
наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;
обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями
духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений;
содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении
для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено
организовать обучение основам православного вероучения представителей
администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки
сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и
факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства.
Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо
использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России
религиозных конфессий таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и
др.1
Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение,
однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания.
Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти
качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке,
культуре, средством массового воспитания.
Правовое воспитание.
Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а
также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему
такое большое значение придается разъяснению законодательства,
являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание
имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой
законопослушной поведеньческой установки личности.
Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность
правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и
точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами
права.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений,
установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым
явлениям. Оно играет важную роль в укреплении дисциплины, правопорядка в
обществе и развитии демократии, является средством воспитания у граждан
уважения к законам государства.
Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения
личностью правовой идеологии общества: 1) овладение определенными правовыми
знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в
Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов
и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и
т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости,
общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование
установки соблюдать нормы права.
Правовая культура личности определяется не только наличием глубоких
правовых знаний, но и умением превращать приобретенные правовые знания в
последовательные и неуклонные принципы поведения, всегда и во всем
сознательно строить свое поведение в соответствии с требованиями закона и
активно бороться за соблюдение правовых норм членами общества. Правовая
культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми
понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть
идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями),
обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению
противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по
себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм
права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог
контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо
сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение
личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и
способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки
выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в
соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей
и навыков.
Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с
нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания
сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной
ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной
направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями,
слабо развитой или отрицательно направленной волей являются
криминогенными факторами, способствующими преступному поведению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63