Уголовно-исполнительное право

выплате исков и алиментов, оказанию помощи семье.

В системе профессионального обучения и профессиональной подготовки

производственным методом широкое распространение получила индивидуально-

бригадная форма обучения, позволяющая в короткие сроки подготовить

осужденного, приобщить его к трудовой деятельности, исходя из потребностей

производства и наличия вакантных рабочих мест. Высокий уровень разделения

труда привел к появлению на производстве достаточного количества рабочих

мест с простыми операциями, для овладения которыми не требуется

значительных затрат рабочего времени. Конечно, такая форма организации

профессионального обучения, профессиональной подготовки и трудовой

деятельности позволяет достигать положительного экономического результата в

производственной деятельности, способствующего сокращению сроков

подготовки, снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Необходимо отметить, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II

группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет

могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку

(ч. 2 ст. 108 УИК).

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную

подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК).

В соответствии со ст. 129 УИК РФ осужденным к лишению свободы,

отбывающим наказание в колонии-поселении разрешается заочное

профессиональное обучение и профессиональная подготовка, если эти учебные

заведения расположены в пределах территории соответствующего

административно-территориального образования.

Лекция 10. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными

2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

3. Самодеятельные организации осужденных

4. Общеобразовательное обучение в ИУ

1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными

В достижении цели исправления осужденных к лишению свободы важная роль

принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством

воспитательной работы, и общеобразовательному обучению.

На проблемы воспитания и образования осужденных к лишению свободы

обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я.Фойницкий в своем труде

«Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе

«Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы , как работа

заключенных в тюрьмах, «тюремное образование», отнеся к нему

интеллектуальное образование, нравственное и религиозное образование,

техническое образование, воскресные занятия. И.Я.Фойницкий под «тюремным

воспитанием» понимал «соревнование заключенных (фактически речь идет о

прогрессивной системе)».

С.В.Познышев в своей работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва 1915)

вопросы воспитания и обучения заключенных рассматривает более обстоятельно

в специальных главах: глава 2 «Тюремное воспитание», глава3 «Тюремное

образование».

С.В.Познышев в «Основах пенитенциарной науки» (Москва 1923) в отделе 5

«Пенитенциарная педагогика» по сути дела по новому ставит вопрос,

получившей свое дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой

педагогике. Так, в отделе 5 включены главы «Школьные и внешкольные

умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание»,

«Дисциплина в пенитенциарных учреждениях».

Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х годов

предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы.

Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. Был введен термин - политико-

воспитательная работа. В учебнике П.С.Утевского «Советское исправительно-

трудовое право» (Москва 1934) в части 4 имелась глава 6 «Политическое и

производственное воспитание лишенных свободы», состоящее из следующих

разделов: «Основные принципы политико-воспитательной работы в исправительно-

трудовых учреждениях», «Массовопроизводственная работа в исправительно-

трудовых учреждениях», культурно-массовая работа». Политико-воспитательная

работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех

учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву, позднее,

начиная с учебного пособия 1960 года, получившего гриф министерства высшего

и среднего специального образования РСФСР. Кодификация законодательства

1969-1971 г.г. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой

и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших

вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной

работы, основы правового регулирования общеобразовательного и

профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.

Значение воспитательной работы с осужденными:

Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-

педагогические средства специально и непосредственно нацелены на

нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы,

на осуществление реального, а не формального процесса исправления

осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в

органической связи с педагогическими методами, приемов психологии

основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях

обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них

возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа

и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных.

Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание

сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет

воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных

средств исправления осужденным.

Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг

воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного

воздействия.

Значение воспитательной работы как одного из средств исправления

осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует

укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению

осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по

отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных.

Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность

осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия,

восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии

социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного,

социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения

свободы.[65]

Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной

работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное

назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и

сложность их реализации в современных условиях.

Правовая природа воспитательной работы с осужденными.

По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего

является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее

воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и

осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но

поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях,

проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой

категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это

наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации

урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на

его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего

распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных,

Примерное положение о самодеятельных организациях и др.

Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в

наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне

закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала,

авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель

урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя

субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в

применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия.

2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная

работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к

которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных

уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и

традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного

уровня осужденных.

Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение

совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит

в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила

поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности

осужденного - дело чрезвычайно трудное.

Важной задачей воспитательной работы является формирование у

осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции

России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются

государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на

умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную

неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени.

Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно-

полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и

положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у

осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое

предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и

назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек,

профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная

работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к

социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина

и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные

преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты