выплате исков и алиментов, оказанию помощи семье.
В системе профессионального обучения и профессиональной подготовки
производственным методом широкое распространение получила индивидуально-
бригадная форма обучения, позволяющая в короткие сроки подготовить
осужденного, приобщить его к трудовой деятельности, исходя из потребностей
производства и наличия вакантных рабочих мест. Высокий уровень разделения
труда привел к появлению на производстве достаточного количества рабочих
мест с простыми операциями, для овладения которыми не требуется
значительных затрат рабочего времени. Конечно, такая форма организации
профессионального обучения, профессиональной подготовки и трудовой
деятельности позволяет достигать положительного экономического результата в
производственной деятельности, способствующего сокращению сроков
подготовки, снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Необходимо отметить, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II
группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет
могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку
(ч. 2 ст. 108 УИК).
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную
подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК).
В соответствии со ст. 129 УИК РФ осужденным к лишению свободы,
отбывающим наказание в колонии-поселении разрешается заочное
профессиональное обучение и профессиональная подготовка, если эти учебные
заведения расположены в пределах территории соответствующего
административно-территориального образования.
Лекция 10. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными
2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы
3. Самодеятельные организации осужденных
4. Общеобразовательное обучение в ИУ
1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными
В достижении цели исправления осужденных к лишению свободы важная роль
принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством
воспитательной работы, и общеобразовательному обучению.
На проблемы воспитания и образования осужденных к лишению свободы
обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я.Фойницкий в своем труде
«Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе
«Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы , как работа
заключенных в тюрьмах, «тюремное образование», отнеся к нему
интеллектуальное образование, нравственное и религиозное образование,
техническое образование, воскресные занятия. И.Я.Фойницкий под «тюремным
воспитанием» понимал «соревнование заключенных (фактически речь идет о
прогрессивной системе)».
С.В.Познышев в своей работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва 1915)
вопросы воспитания и обучения заключенных рассматривает более обстоятельно
в специальных главах: глава 2 «Тюремное воспитание», глава3 «Тюремное
образование».
С.В.Познышев в «Основах пенитенциарной науки» (Москва 1923) в отделе 5
«Пенитенциарная педагогика» по сути дела по новому ставит вопрос,
получившей свое дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой
педагогике. Так, в отделе 5 включены главы «Школьные и внешкольные
умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание»,
«Дисциплина в пенитенциарных учреждениях».
Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х годов
предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы.
Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. Был введен термин - политико-
воспитательная работа. В учебнике П.С.Утевского «Советское исправительно-
трудовое право» (Москва 1934) в части 4 имелась глава 6 «Политическое и
производственное воспитание лишенных свободы», состоящее из следующих
разделов: «Основные принципы политико-воспитательной работы в исправительно-
трудовых учреждениях», «Массовопроизводственная работа в исправительно-
трудовых учреждениях», культурно-массовая работа». Политико-воспитательная
работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех
учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву, позднее,
начиная с учебного пособия 1960 года, получившего гриф министерства высшего
и среднего специального образования РСФСР. Кодификация законодательства
1969-1971 г.г. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой
и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших
вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной
работы, основы правового регулирования общеобразовательного и
профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.
Значение воспитательной работы с осужденными:
Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-
педагогические средства специально и непосредственно нацелены на
нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы,
на осуществление реального, а не формального процесса исправления
осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в
органической связи с педагогическими методами, приемов психологии
основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях
обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них
возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа
и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных.
Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание
сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет
воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных
средств исправления осужденным.
Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг
воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного
воздействия.
Значение воспитательной работы как одного из средств исправления
осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует
укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению
осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по
отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных.
Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность
осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия,
восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии
социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного,
социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения
свободы.[65]
Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной
работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное
назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и
сложность их реализации в современных условиях.
Правовая природа воспитательной работы с осужденными.
По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего
является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее
воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и
осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но
поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях,
проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой
категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это
наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации
урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на
его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего
распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных,
Примерное положение о самодеятельных организациях и др.
Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в
наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне
закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала,
авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель
урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя
субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в
применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия.
2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы
Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная
работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к
которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных
уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и
традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного
уровня осужденных.
Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение
совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит
в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила
поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности
осужденного - дело чрезвычайно трудное.
Важной задачей воспитательной работы является формирование у
осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции
России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются
государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на
умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную
неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени.
Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно-
полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и
положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у
осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое
предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и
назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек,
профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная
работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к
социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина
и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные
преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63