Уголовно-исполнительное право

б) сторожей избирать из «сошных людей»;

в) приставникам производить жалование из «скудного приказа»;

г) «колодникам черной избы» давать прокормление;

д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а

безродных хоронить за казенный счет;

е) за побег колодников взыскивать с приставников;

ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они

помещены.

Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде

не находим ни малейших следов, например, организации тюремного

продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния…

выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких

установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще

какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих

запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий,

вроде топоров, пил, ножей и т.д.[13]

Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в

обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных

законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715

г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения.

Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание

исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского

периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались

заимствования из Европы, например, ссылка на галеры.

Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания,

связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было

установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека,

что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном

кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из

осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами

изделия».[14]

Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во

всех городах смирительных домов.

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих

наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание

женщины донага и др.

История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания

правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения

свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению

исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное

законодательство.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права

внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила

проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по

полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых

тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к

смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем

разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных

групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект

предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на

«вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими

заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект

строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни

пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за

местами заключения в губернии проект создавал специальную должность

тюремного смотрителя.

Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало

произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении

17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы.

Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь

к охране арестантов от побегов и общения.

Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже

не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение

свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.

С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала

выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания

принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку

регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является

утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями»[15].

В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного

призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое

внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и

смирительным домам.

Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление

неимущим», в них должны быть установлены определенные правила

«добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим

домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и

порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде

излишеств».

Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для

лиц, совершивших преступление.

Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих

общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное

поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по

направлению наместнического правления, по прошению родителей, или

требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом.

Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не

совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и

«лица непотребного и невоздержанного поведения».

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об

управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за

смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее

одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию

Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала

классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного

преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались

вопросы поощрений и наказаний.

М.Н. Гернет характеризует еще один документ в области исполнения

наказаний - Положение о должности смотрителя и о должности караульного

офицера в тюремном замке 1804 г.[16] Положение предполагало

классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по

сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные

наказания. Назначение дисциплинарных наказаний зависело от

оберполицмейстера и от усмотрения самого смотрителя.

Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от

нарушений дисциплины (кроткими средствами: как-то: благородных сажать в

уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди

для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).

Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы

оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным,

ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания

наказания в тюрьмах России.

1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в

эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было

образовано Попечительное о тюрьмах общество.

Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление

преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим

делам людей».

Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над

заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3)

наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности

на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение

провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме

спиртных напитков.

В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных[17]. Он содержал 435

§ и предусматривал два вида ссылки в Сибирь: 1) на каторгу; 2) на

поселение. Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты,

обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием

ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.

29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра

внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав.

Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему

своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон

тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г.

включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о

содержащихся под стражею»[18]. Т. 14 Свода законов был разбит на две книги.

Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под

стражею», а вторая - «Свод учреждений и уставов о ссыльных».

Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы

предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения

предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с

тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома

предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и

административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли

и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.

15 августа 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и

исправительных.[19]

В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли

уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились:

- смертная казнь и лишение всех прав состояния;

- лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты