б) сторожей избирать из «сошных людей»;
в) приставникам производить жалование из «скудного приказа»;
г) «колодникам черной избы» давать прокормление;
д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а
безродных хоронить за казенный счет;
е) за побег колодников взыскивать с приставников;
ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они
помещены.
Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде
не находим ни малейших следов, например, организации тюремного
продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния…
выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких
установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще
какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих
запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий,
вроде топоров, пил, ножей и т.д.[13]
Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в
обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных
законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.
Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715
г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения.
Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание
исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского
периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались
заимствования из Европы, например, ссылка на галеры.
Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания,
связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было
установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека,
что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном
кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из
осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами
изделия».[14]
Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во
всех городах смирительных домов.
Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих
наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание
женщины донага и др.
История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания
правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения
свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению
исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное
законодательство.
Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права
внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила
проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по
полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых
тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к
смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем
разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных
групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект
предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на
«вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими
заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект
строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни
пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за
местами заключения в губернии проект создавал специальную должность
тюремного смотрителя.
Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало
произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении
17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы.
Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь
к охране арестантов от побегов и общения.
Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже
не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение
свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.
С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала
выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.
Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания
принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку
регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является
утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями»[15].
В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного
призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое
внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и
смирительным домам.
Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление
неимущим», в них должны быть установлены определенные правила
«добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим
домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и
порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде
излишеств».
Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для
лиц, совершивших преступление.
Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих
общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное
поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по
направлению наместнического правления, по прошению родителей, или
требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом.
Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не
совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и
«лица непотребного и невоздержанного поведения».
Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об
управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за
смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее
одного раза в неделю.
Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию
Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала
классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного
преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались
вопросы поощрений и наказаний.
М.Н. Гернет характеризует еще один документ в области исполнения
наказаний - Положение о должности смотрителя и о должности караульного
офицера в тюремном замке 1804 г.[16] Положение предполагало
классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по
сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные
наказания. Назначение дисциплинарных наказаний зависело от
оберполицмейстера и от усмотрения самого смотрителя.
Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от
нарушений дисциплины (кроткими средствами: как-то: благородных сажать в
уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди
для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).
Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы
оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным,
ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания
наказания в тюрьмах России.
1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в
эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было
образовано Попечительное о тюрьмах общество.
Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление
преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим
делам людей».
Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над
заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3)
наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности
на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение
провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме
спиртных напитков.
В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных[17]. Он содержал 435
§ и предусматривал два вида ссылки в Сибирь: 1) на каторгу; 2) на
поселение. Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты,
обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием
ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.
29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра
внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав.
Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему
своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон
тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г.
включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о
содержащихся под стражею»[18]. Т. 14 Свода законов был разбит на две книги.
Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под
стражею», а вторая - «Свод учреждений и уставов о ссыльных».
Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы
предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения
предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с
тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома
предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и
административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли
и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.
15 августа 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и
исправительных.[19]
В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли
уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.
К уголовным наказаниям относились:
- смертная казнь и лишение всех прав состояния;
- лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы;
- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;
- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63