Уголовно-исполнительное право

сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-

политическое благополучие общества возможно в условиях демократического

правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия

крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на

уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство

способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед

ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать

стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-

исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от

политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса

создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики,

реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их

воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также

влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от

провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В

благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны.

Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным

становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование

уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества,

углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование

уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-

исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-

исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень

преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на

нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие

политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об

обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную

политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы[2].

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были

приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие с

международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере

борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя

обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под

стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства,

присущего человеческой личности''.[3]

Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность

соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных

принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно

выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие

требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:

Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по

предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих

достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила

и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести

свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими

принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными

носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию

социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране,

не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики

законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения

наказания.

Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на

формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует

проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным

стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости

использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении

правил обращения с заключенными[4] .

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется

уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой,

исправительной психологией. Такие исследования в России начались в

дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука

сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с

осужденными.

Современной задачей российской науки является определение места

пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии

принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием

правильности достижений науки является практическая деятельность

исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если

она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно,

возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является

уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика

в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных

законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием

наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой

политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики,

определяет направление деятельности государственных органов в области

исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой

деятельности.

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной

политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-

исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и

метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия уголовно-

исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного

законодательства.

Но прежде чем перейти к освещению каждого из этих вопросов, необходимо

определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе

права, так как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если

не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то

самим собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об

уголовно-исполнительном правоотношении.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право ( так раньше

называлось уголовно-исполнительное право ) представляет собой специфическую

часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-

трудового законодательства, включение в него норм уголовного, уголовно-

процессуального, трудового, административного права была высказана точка

зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью

права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-

трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти

одновременно впервые высказали А. С. Галесник[5] и Б. С. Утевский[6] в 1957

году. В настоящее время она общепризнана.

Наибольший вклад в обоснование и развитие науки уголовно-

исполнительного права внесли такие ученые, как Н. А. Беляев, И. И. Карпец,

Ю. М. Ткачевский, Н. А. Стручков.

Вместе с тем нельзя забывать, как правильно отмечает тот же Ю.М.

Ткачевский, что ''по отношению к уголовно-исполнительному законодательству

уголовное право является базовым''[7]. Поэтому он считает, что ''уголовное

право – фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное –

специальное''[8].

Главным признаком самостоятельности отрасли права является

существование особого предмета и метода регулирования. А также наличие

самостоятельной, оформленной в виде единой целой системы законодательства.

Установить предмет непосредственно уголовно-правового регулирования -

значит выделить качественно однородную группу общественных отношений по

целям, задачам и методам государственно-правового воздействия на них.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные

отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных

наказаний.

Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства охраняют, укрепляют и

способствуют развитию общественных отношений путем установления запретов и

велений, хотя методы воздействия не сводятся к применению наказания за их

нарушение. Но тем не менее карательный метод служит тем основным методом,

при помощи которого государство принуждает к соблюдению норм уголовно-

исполнительного права.

Функции уголовно-исполнительного права иногда отождествляют либо с

задачами права, либо с его методами.

Функциями права, вообще, являются:

- функция организации общественных отношений

- функция охраны общественных отношений

Для уголовно-исполнительного права основной является последняя.

Система права - это присущая ему внутренняя структура, выражающая

единство и разграничение его действующих норм и институтов.

Уголовно-исполнительное право делится на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру

уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных,

систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания

конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от

наказания и контроль за освобожденными и условно -осужденными.

3. Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы – это вытекающие из требований политики государства общие

руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности

соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты