сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-
политическое благополучие общества возможно в условиях демократического
правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия
крупномасштабных социальных конфликтов.
Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на
уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство
способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед
ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать
стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-
исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от
политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса
создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики,
реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их
воплощении.
Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также
влияют на уголовно-исполнительную политику.
Разные социальные группы имеют значительные отклонения от
провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В
благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны.
Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным
становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование
уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества,
углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование
уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.
Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-
исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-
исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень
преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на
нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие
политические и правовые решения.
Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об
обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную
политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы[2].
В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были
приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие с
международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере
борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя
обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под
стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства,
присущего человеческой личности''.[3]
Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность
соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных
принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно
выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие
требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:
Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по
предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих
достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила
и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести
свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими
принципами и стандартами.
Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными
носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию
социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране,
не зависят от идеологических и криминологических факторов.
Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики
законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения
наказания.
Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на
формирование и развитие уголовно-исполнительного права.
Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует
проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным
стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости
использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении
правил обращения с заключенными[4] .
Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется
уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой,
исправительной психологией. Такие исследования в России начались в
дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука
сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с
осужденными.
Современной задачей российской науки является определение места
пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии
принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием
правильности достижений науки является практическая деятельность
исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если
она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно,
возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.
Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является
уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика
в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных
законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием
наказания.
Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой
политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики,
определяет направление деятельности государственных органов в области
исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой
деятельности.
2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права
Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной
политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-
исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и
метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия уголовно-
исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного
законодательства.
Но прежде чем перейти к освещению каждого из этих вопросов, необходимо
определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе
права, так как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если
не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то
самим собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об
уголовно-исполнительном правоотношении.
Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право ( так раньше
называлось уголовно-исполнительное право ) представляет собой специфическую
часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-
трудового законодательства, включение в него норм уголовного, уголовно-
процессуального, трудового, административного права была высказана точка
зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью
права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-
трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти
одновременно впервые высказали А. С. Галесник[5] и Б. С. Утевский[6] в 1957
году. В настоящее время она общепризнана.
Наибольший вклад в обоснование и развитие науки уголовно-
исполнительного права внесли такие ученые, как Н. А. Беляев, И. И. Карпец,
Ю. М. Ткачевский, Н. А. Стручков.
Вместе с тем нельзя забывать, как правильно отмечает тот же Ю.М.
Ткачевский, что ''по отношению к уголовно-исполнительному законодательству
уголовное право является базовым''[7]. Поэтому он считает, что ''уголовное
право – фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное –
специальное''[8].
Главным признаком самостоятельности отрасли права является
существование особого предмета и метода регулирования. А также наличие
самостоятельной, оформленной в виде единой целой системы законодательства.
Установить предмет непосредственно уголовно-правового регулирования -
значит выделить качественно однородную группу общественных отношений по
целям, задачам и методам государственно-правового воздействия на них.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные
отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных
наказаний.
Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.
Нормы уголовно-исполнительного законодательства охраняют, укрепляют и
способствуют развитию общественных отношений путем установления запретов и
велений, хотя методы воздействия не сводятся к применению наказания за их
нарушение. Но тем не менее карательный метод служит тем основным методом,
при помощи которого государство принуждает к соблюдению норм уголовно-
исполнительного права.
Функции уголовно-исполнительного права иногда отождествляют либо с
задачами права, либо с его методами.
Функциями права, вообще, являются:
- функция организации общественных отношений
- функция охраны общественных отношений
Для уголовно-исполнительного права основной является последняя.
Система права - это присущая ему внутренняя структура, выражающая
единство и разграничение его действующих норм и институтов.
Уголовно-исполнительное право делится на Общую и Особенную часть.
Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру
уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных,
систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.
Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания
конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от
наказания и контроль за освобожденными и условно -осужденными.
3. Принципы уголовно-исполнительного права
Принципы – это вытекающие из требований политики государства общие
руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности
соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63