Уголовно-исполнительное право

начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной

работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник

отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть

имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические

работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,

специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных

училищ, представители общественных объединений.

В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,

Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего

распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,

ведомственными актами Министерства юстиции РФ.

Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.

Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и

реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на

улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного

отношения к имуществу всех форм собственности;

в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,

подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,

в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной

реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по

организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в

шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,

представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные

колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности

осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного

порядка (ст. 116 УИК).[49]

Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим

образом:

- определение педагогически наиболее целесообразной организационной

структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения

стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной

деятельности, нормативно-правовое закрепление;

- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика

комплектования, участие в трудовом соревновании);

- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного

процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,

имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от

несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными

организациями);

- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих

навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и

профессиональных училищ, представителей общественных формирований;

- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника

отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.

Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях

различных видов

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к

лишению свободы

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на

протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница

дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их

правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех

осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.

Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных

вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не

только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,

педагогов, обществоведов.

Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции

НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания

такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"

(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах

заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.

Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.

Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-

исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:

1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания

администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,

определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в

начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком

смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых

пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].

Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он

писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка

передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы

общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и

дисциплинарного взыскания и т. п."[53]

В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других

законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,

в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и

перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования

режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях

режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других

министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах

ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-

трудовым воздействием.

В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в

русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,

питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для

достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то

этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как

распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,

отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет

специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием

присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается

законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и

режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для

отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,

выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания

наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и

обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в

узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,

выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима

отбывания наказания.

Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного

воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-

воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет

режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда

вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как

управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме

карательно-воспитательный процесс.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение

режима в исправительных учреждениях как установленный законом и

соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и

отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).

Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения

свободы являются:

- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,

чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или

других антиобщественных поступков;

- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;

- реализация их прав и законных интересов;

- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

- раздельное содержание разных категорий осужденных;

- различные условия содержания в зависимости от характера и степени

общественной опасности совершенного преступления, личности и

поведения осужденного.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и

содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.

совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и

правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных

средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства

исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения

определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой

порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый

осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в

обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного

воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению

установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате

поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается

привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается

конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной

дисциплины поведения человека в обществе.

Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается

также в том, что он создает необходимые условия для использования других

средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты