начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной
работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник
отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть
имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические
работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,
специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных
училищ, представители общественных объединений.
В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,
Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего
распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,
ведомственными актами Министерства юстиции РФ.
Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.
Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и
реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на
улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного
отношения к имуществу всех форм собственности;
в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,
подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,
в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной
реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по
организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в
шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,
представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные
колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности
осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного
порядка (ст. 116 УИК).[49]
Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим
образом:
- определение педагогически наиболее целесообразной организационной
структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения
стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной
деятельности, нормативно-правовое закрепление;
- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика
комплектования, участие в трудовом соревновании);
- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного
процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,
имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от
несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными
организациями);
- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих
навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и
профессиональных училищ, представителей общественных формирований;
- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника
отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.
Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях
различных видов
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы
4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к
лишению свободы
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на
протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница
дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их
правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех
осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных
вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не
только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,
педагогов, обществоведов.
Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции
НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания
такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"
(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах
заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.
Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.
Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-
исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:
1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания
администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,
определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в
начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком
смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых
пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].
Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он
писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка
передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы
общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и
дисциплинарного взыскания и т. п."[53]
В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных
республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других
законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,
в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и
перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования
режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях
режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других
министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах
ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-
трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в
русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,
питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для
достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то
этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как
распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,
отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет
специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием
присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается
законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и
режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для
отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,
выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания
наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и
обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в
узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,
выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима
отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного
воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-
воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет
режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда
вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как
управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме
карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение
режима в исправительных учреждениях как установленный законом и
соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и
отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения
свободы являются:
- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,
чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или
других антиобщественных поступков;
- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;
- реализация их прав и законных интересов;
- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия содержания в зависимости от характера и степени
общественной опасности совершенного преступления, личности и
поведения осужденного.
Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и
содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.
совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и
правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных
средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства
исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения
определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой
порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый
осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в
обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного
воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению
установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате
поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается
привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается
конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной
дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается
также в том, что он создает необходимые условия для использования других
средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63