Уголовно-исполнительное право

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным,

если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России

организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание

определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-

исполнительного права.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы

определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность

правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и

отбывания данного вида наказания[57]. Соответственно, режим является

структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления

осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой.

Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-

задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в

местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых

он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции

могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих

положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную;

обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия;

воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного

предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что

уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение

исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что

наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах,

установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством,

регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что

одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-

правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории

уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры

исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому

не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы

и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных.

Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от

конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией,

и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения.

Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения

новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления

к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы

лицам, вставшим на путь исправления.

Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер

исправительного воздействия.

Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть

решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном

законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости

применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия

(ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения

соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает

условия для их эффективного применения.

Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия

своего рода "точку опоры", благодаря которой организация и восприятие мер

исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает

целенаправленность самовоспитания[58].

Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме,

побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере

исправительного воздействия.

Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют

правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости

и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.

Воспитательная функция.

В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-

правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что

является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо

указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.

Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима

проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к

нравственному совершенствованию личности в результате причинения

осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-

вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в

ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку

приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению

предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с

другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных

правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности,

которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных

благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных

стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно

основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на

сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Функция регулирования уголовно-правовой кары.

В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным

выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары,

выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится

не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания

назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо

может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам

законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе

с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды

лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия

отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-

поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих

учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими

или ослабляющими кару.

Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания

наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную

сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но

и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием

при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-

правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в

зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного

преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания

наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-

исполнительного законодательства.

Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения

преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы,

согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как

осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с

этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.

Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что во-первых,

благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе

отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение

преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная

в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе

влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие

психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения

новых преступлений.

Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора

за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой

корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением

покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер

взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других

мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны

осужденных, и т.д.

Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести

условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет

интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что

они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны

реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При

этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и

содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий

отбывания наказания в ИУ.

Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы

осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в

прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения

уголовного наказания.

В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация

таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и

неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством

решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и

правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь

общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их

взаимодействие.

Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и

недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора,

ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых

преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со

стороны лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени

эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом

отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что

чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты