несут обязанности, независимо от происхождения, социального, должностного
и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религии.
Принципы равенства и уважения человеческого достоинства в обращении с
подозреваемыми и обвиняемыми состоят в том, что порядок и условия их
содержания должны быть гуманными, не причиняющими физических страданий или
унижающих человеческое достоинство.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и
нормами международного права и международных договоров. К числу таких
международно-правовых актов относятся
Всеобщая декларация прав человека (1948 года), Международный пакт о
гражданских и политических правах (1966 года), Конвенция против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания (1984 года), Минимальные стандартные правила обращения с
заключенными (1955 года), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых
задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 года)
2. Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание
под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений
В статье 7 Федерального Закона “О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений” перечислены места содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ими являются:
- следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов
внутренних дел;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Пограничных войск Российской Федерации. Местами содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения
системы исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и
гауптвахты.
Помещения, определенные капитанами морских судов находящихся в
плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей
с зимовками.
Основным местом, предназначенным для содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются следственные
изоляторы. Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных
городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.
Деятельность следственных изоляторов регламентируется Конституцией РФ,
Федеральным законом “ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы”, Федеральным законом “О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”,
ведомственными нормативными актами.
25 января 1999 года Министром юстиции РФ утверждено Положение о
следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, в
соответствии с которым к их основным задачам относятся:
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или
суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от
отбывания наказания;
- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и
обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе,
безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала,
должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.;
- беспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и
обвиняемых;
- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также
развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной
сферы.
Для выполнения выше перечисленных задач на персонал следственных
изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:
- прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в
соответствии с установленными требованиями закона;
- охрана и надзор за ними;
- обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
- выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений
со стороны подозреваемых и обвиняемых;
- обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами
внутреннего распорядка;
- предоставление помещений для проведения следственных действий,
амбулаторных экспертиз;
- осуществление проведения встреч подозреваемых и обвиняемых со
следователями, защитниками и иными лицами, имеющими на это право;
- конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного
изолятора, при выводе осужденных на хозяйственные работы за пределы
следственного изолятора, при доставке лиц, бежавших из под охраны,
при направлении лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в
медицинское учреждение, этапирование по плановым маршрутам;
- своевременное освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых
вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под
стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании, истек срок
отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенный приговором
суда;
- проводит мероприятия по соблюдению режимных требований в самом
учреждении и на прилегающих к нему территориях;
- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц,
содержащихся в учреждении в соответствии с требованиями гигиены,
санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами,
установленными законодательством РФ;
- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в отношении
осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному
обслуживанию учреждения
- проведение оперативно-розыскных мероприятий
- создание условий для обеспечения прав и законных интересов
подозреваемых и обвиняемых
- привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду при наличии
производства на территории следственного изолятора, и ведение всей
финансово-экономической деятельности
- проведение с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми
культурно-воспитательной работы и создание условий для получения ими
общего среднего образования
- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих
жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего
делопроизводства.
В деятельности СИЗО важное значение отводится функции по приему
подозреваемых и обвиняемых в учреждение. Это важно как для администрации,
так и для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключение под
стражу. Момент поступления в СИЗО, особенно для лиц, попавших впервые
определяет дальнейшее поведение и отношение к требованиям режима, ведь
именно с приема начинается реализация требований режима.
Прием лиц, доставленных в СИЗО осуществляет дежурный помощник
начальника следственного изолятора (ДПНСИ) или его заместители.
Подозреваемые и обвиняемые доставленные в СИЗО подвергаются обыску, а
принадлежащие им вещи досмотру. Эти мероприятия проводятся в целях
предотвращения проноса в камеры предметов и вещей, запрещенных к хранению,
либо письменной и иной информации, которая может помешать установлению
истины по уголовному делу, либо способствовать совершению преступления.
Размещение по камерам лиц, заключенных под стражу осуществляется в
соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона “О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Следственный изолятор реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции
РФ. Его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Дополнительное финансирование может производиться из местных бюджетов.
Структура, штаты следственных изоляторов утверждаются органами
управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данное
учреждение возглавляет начальник, который назначается и освобождается от
должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной
системы. Начальник следственного изолятора осуществляет текущее руководство
деятельностью учреждения на принципах единоначалия и определяет пределы
полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений.
Руководящим составом следственного изолятора являются начальник и его
заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной
работе среди подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по
работе с личным составом, по лечебно-профилактической работе, по тылу,
которые руководят следующими службами и отделами: дежурной, режима и
охраны, оперативным, аналитическим, кадров, по воспитательной работе среди
подозреваемых и обвиняемых, по работе с личным составом, специальным,
интендантского и хозяйственного обеспечения, медицинским, финансовым.
Деятельность следственных изоляторов контролируется органами
государственной власти и управления РФ . Ведомственный контроль
осуществляется Министерством юстиции РФ, территориальными органами
управления уголовно-исполнительной системы.
Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы временного
содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных
войск РФ. Изоляторы временного задержания предназначены для
кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступлений. По
большинству уголовных дел дознание и предварительное следствие проводится
органами внутренних дел поэтому, как правило каждый из них имеет ИВС.
Изоляторы временного содержания Пограничных войск Российской Федерации
создаются в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную
границу России. Они предназначены для содержания под стражей задержанных по
подозрению в совершении преступлений, связанных с нарушением
Государственной границы, а также с нарушением правил несения пограничной
службы, уставных правил караульной службы в Пограничных войсках.
В ИВС содержатся подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых
избрана мера пресечения содержание под стражей. Подозреваемые и обвиняемые,
в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под
стражу, на основании статьи 13 Закона «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» могут временно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63