Уголовно-исполнительное право

осужденных.

Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных

качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в

исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных

организаций.

В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных.

Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В

труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой

деятельности.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание

должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления

каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о

возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с

устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно.

Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс

воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд,

общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и

сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности.

Профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой

деятельности.

Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство

1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного

законодательства

2. Нормы уголовно-исполнительного права

3.Уголовно-исполнительные правоотношения

1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного

законодательства

В теории права отрасль законодательства понимается как совокупность

законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к

предмету его регулирования.

Под уголовно-исполнительным законодательством надо понимать систему

законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по

поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к

осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно Конституции (п. “о” ст. 71) уголовно-исполнительное

законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данное положение

означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний,

находится в федеральной компетенции Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 2 УИК отмечается, что уголовно-исполнительное

законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и

других Федеральных законов. Следовательно, предполагается существование

иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законодательных актов,

регулирующих исполнение уголовных наказаний.

В УИК РФ содержатся положения о том, что решение отдельных вопросов,

связанных с исполнением наказаний подлежит регулированию соответствующими

федеральными законами, к их числу относится закон “О мерах безопасности,

применяемых к осужденным” (ч. 2 ст. 86 УИК). В настоящее время применение

указанных мер регулируется законом “Об учреждениях и органах, исполняющих

наказание в виде лишения свободы”.

В ч. 2 ст. 175 УИК предусмотрено положение, согласно которому “в

отношении осужденного, представленного к помилованию органом, исполняющим

наказание, соответствующее ходатайство вносится в порядке, определяемом

законодательством Российской Федерации”, а оно в свою очередь предполагает

принятие Федерального закона “О порядке представления осужденных к

помилованию”.

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 23) предусматривается участие

общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих

наказание, и осуществлении контроля за ними на основании и в порядке

предусмотренных законодательством. Однако действующее законодательство в

недостаточной степени регулирует эти вопросы.

Государственной Думой приняты и одобрены Президентом РФ 21 июля 1997

г. два закона “Об исполнительном производстве” и “О судебных приставах”, в

которых урегулированы в развитие положений Уголовно-исполнительного кодекса

порядок исполнения таких видов наказаний, как штраф и конфискация

имущества.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных

федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в

связи с исполнением наказаний, в ст. 182,183 УИК предусматривается принятие

законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию,

образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение наказания,

составляют первую группу нормативных правовых актов.

Отрасль законодательства понимается как система (законов и подзаконных

актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к

предмету их регулирования, в данном случае, возникающих по поводу и в

процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств

исправления. Группу подзаконных нормативных актов можно подразделить на две

категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Принятый

Уголовно-исполнительный кодекса и закон “О введении его в действие”

предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

Так, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено 16

июня 1997 г.), в нем определены задачи этих органов по исполнению

наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и

права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено 4 июня 1997

г.), в нем определены задачи и функции названных воинских подразделений.

При этом, подлежит принятию Положение об арестных домах и исправительных

центрах.

УИК предоставил Правительству РФ полномочия принять такие нормативные

акты, как Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения

осужденных к лишению свободы (принято 8 июля 1997 г.), перечень технических

средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3

ст. 83 УИК), а также о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст.

82 УИК).

Кроме того, УИК предусмотрел принятие Минюстом и Минобороны

самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых

актов по вопросам организации исполнения наказаний. Наиболее важными из них

являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений

(утверждены Минюстом РФ и согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ 30 июля

2001 г.), а также Правила отбывания уголовных наказаний осужденными

военнослужащими (утверждены МО РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой

РФ 27 июля 1997 г.).

К признаваемым формам (источникам) уголовно-исполнительного права

относятся: Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительный кодекс

и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные

нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.

Важным в контексте источников уголовно-исполнительного права является

вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного

законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в

ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК

позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное

законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах

общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина

и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3,

согласно которой “в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное

законодательство и практика его применения основывается на строгом

соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или

унижающего обращения с осужденными”.

Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно-

исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила

исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду двусторонние договоры

России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами

этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным

договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с

осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством

России, то применяются правила Международного договора.

И наконец, об отношении уголовно-исполнительного законодательства к

рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным

договорам РФ выражается и в том, что она учитывает положения, относящиеся

к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых

экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в

ч. 1, 4 ст. 3 УИК.

Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст.

1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства определяет

исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,

так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43 УК, в которой определены цели

наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом совпадают. В этом

случае проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей

законодательства, базовый характер уголовного законодательства,

устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом.

В числе основных целей указанной отрасли права определено исправление

осужденных. Впервые данное понятие закреплено в уголовно-исполнительном

законе (ч. 1 ст. 9). Так, под исправлением осужденных понимается

формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,

нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированне

правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались

лишь в теории исправительной педагогики.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

реализуется путем применения к ним лицам предусмотренных УИК

профилактических мер (охрана и надзор за осужденными -ч. 1 ст. 92,

оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и

взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной

работы. Строгость наказания, предполагает интенсивность и разнообразнее

мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых

преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты