осужденных.
Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных
качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в
исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных
организаций.
В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных.
Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В
труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой
деятельности.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание
должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного.
Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления
каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о
возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с
устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно.
Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс
воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд,
общеобразовательная и профессиональная подготовка.
Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и
сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности.
Профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой
деятельности.
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство
1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного
законодательства
2. Нормы уголовно-исполнительного права
3.Уголовно-исполнительные правоотношения
1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного
законодательства
В теории права отрасль законодательства понимается как совокупность
законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к
предмету его регулирования.
Под уголовно-исполнительным законодательством надо понимать систему
законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по
поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к
осужденным мер исправительного воздействия.
Согласно Конституции (п. “о” ст. 71) уголовно-исполнительное
законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данное положение
означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний,
находится в федеральной компетенции Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 2 УИК отмечается, что уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и
других Федеральных законов. Следовательно, предполагается существование
иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законодательных актов,
регулирующих исполнение уголовных наказаний.
В УИК РФ содержатся положения о том, что решение отдельных вопросов,
связанных с исполнением наказаний подлежит регулированию соответствующими
федеральными законами, к их числу относится закон “О мерах безопасности,
применяемых к осужденным” (ч. 2 ст. 86 УИК). В настоящее время применение
указанных мер регулируется законом “Об учреждениях и органах, исполняющих
наказание в виде лишения свободы”.
В ч. 2 ст. 175 УИК предусмотрено положение, согласно которому “в
отношении осужденного, представленного к помилованию органом, исполняющим
наказание, соответствующее ходатайство вносится в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации”, а оно в свою очередь предполагает
принятие Федерального закона “О порядке представления осужденных к
помилованию”.
Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 23) предусматривается участие
общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих
наказание, и осуществлении контроля за ними на основании и в порядке
предусмотренных законодательством. Однако действующее законодательство в
недостаточной степени регулирует эти вопросы.
Государственной Думой приняты и одобрены Президентом РФ 21 июля 1997
г. два закона “Об исполнительном производстве” и “О судебных приставах”, в
которых урегулированы в развитие положений Уголовно-исполнительного кодекса
порядок исполнения таких видов наказаний, как штраф и конфискация
имущества.
Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных
федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в
связи с исполнением наказаний, в ст. 182,183 УИК предусматривается принятие
законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.
Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию,
образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение наказания,
составляют первую группу нормативных правовых актов.
Отрасль законодательства понимается как система (законов и подзаконных
актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к
предмету их регулирования, в данном случае, возникающих по поводу и в
процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств
исправления. Группу подзаконных нормативных актов можно подразделить на две
категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Принятый
Уголовно-исполнительный кодекса и закон “О введении его в действие”
предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.
Так, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено 16
июня 1997 г.), в нем определены задачи этих органов по исполнению
наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и
права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено 4 июня 1997
г.), в нем определены задачи и функции названных воинских подразделений.
При этом, подлежит принятию Положение об арестных домах и исправительных
центрах.
УИК предоставил Правительству РФ полномочия принять такие нормативные
акты, как Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения
осужденных к лишению свободы (принято 8 июля 1997 г.), перечень технических
средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3
ст. 83 УИК), а также о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст.
82 УИК).
Кроме того, УИК предусмотрел принятие Минюстом и Минобороны
самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых
актов по вопросам организации исполнения наказаний. Наиболее важными из них
являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений
(утверждены Минюстом РФ и согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ 30 июля
2001 г.), а также Правила отбывания уголовных наказаний осужденными
военнослужащими (утверждены МО РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой
РФ 27 июля 1997 г.).
К признаваемым формам (источникам) уголовно-исполнительного права
относятся: Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительный кодекс
и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные
нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.
Важным в контексте источников уголовно-исполнительного права является
вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного
законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в
ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК
позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное
законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах
общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина
и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3,
согласно которой “в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное
законодательство и практика его применения основывается на строгом
соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или
унижающего обращения с осужденными”.
Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно-
исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила
исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду двусторонние договоры
России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами
этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным
договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с
осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством
России, то применяются правила Международного договора.
И наконец, об отношении уголовно-исполнительного законодательства к
рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным
договорам РФ выражается и в том, что она учитывает положения, относящиеся
к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых
экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в
ч. 1, 4 ст. 3 УИК.
Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст.
1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства определяет
исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,
так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43 УК, в которой определены цели
наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом совпадают. В этом
случае проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей
законодательства, базовый характер уголовного законодательства,
устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом.
В числе основных целей указанной отрасли права определено исправление
осужденных. Впервые данное понятие закреплено в уголовно-исполнительном
законе (ч. 1 ст. 9). Так, под исправлением осужденных понимается
формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,
нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированне
правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались
лишь в теории исправительной педагогики.
Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных
реализуется путем применения к ним лицам предусмотренных УИК
профилактических мер (охрана и надзор за осужденными -ч. 1 ст. 92,
оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и
взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной
работы. Строгость наказания, предполагает интенсивность и разнообразнее
мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых
преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63