обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению
свободы, охрана их здоровья, а также материально-бытовых условий отбывания
наказания.
Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения
свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего
законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в
Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется
принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в
пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их
труда.
ИУ имеют задачей и проведение оперативно-розыскной работы,
регламентируемой Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности» и ведомственными нормативными актами. Кроме того, они
обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-
розыскную деятельность (милиции, органам безопасности и др.), что
является законодательной основой для взаимодействия ИУ с указанными
структурами и службами.
4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с
правоохранительными органами и иными государственными органами
Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные наказания с
другими правоохранительными органами
Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с
преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается
состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества,
политической системы, нравственными ценностями в развитии общества,
особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и
ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной
регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями
задач, стоящих перед ними.
Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка
и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между
собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и
следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно
связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач,
стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов
следствия и ИУ.
В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских
частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов
расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление
совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов
расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой
общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма
работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с
повинной за ранее совершенные ими преступления.
Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы
следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но
и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а
также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК
РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения
преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин
и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих
наказание и освобожденных из мест лишения свободы.
При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в
организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в
отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде
заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР,
вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении
недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению
данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес
администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения,
улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.
Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении
личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной
информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также,
по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться
со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности
подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными
от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация
ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц,
представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости –
копии других материалов.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами
Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в
борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или
освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за
деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение
приговоров (ст.20 УИК РФ).
Судебный контроль - принципиальная форма поддержания и укрепления
законности при исполнении приговоров. Вся судебная система Российской
Федерации при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и
органов, исполняющих наказания, может и должна осуществлять судебный
надзор за их деятельностью. Выносимые им постановления, определения в
адрес учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие вступившие
в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без
исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению (ст. Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от
31.12.1996 г.).
Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих
наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда
суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым
предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной
работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том
числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской
Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении
правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное
воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса.
Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного
приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания,
закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер
и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно
будет способствовать исправлению преступника.
Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными
рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд
определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен
отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному
подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые
рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного
воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного
воздействия на осужденного.
Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от
наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или
изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки
и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно
изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного
учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов
исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения
недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения
частного определения, ставит в известность соответствующие органы
уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает
принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется
судом в установленные законом сроки.
Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с
ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право
обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции
на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания
суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время
администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди
осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают
различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих
наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного
контроля.
В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие
наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания
наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в
дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление
направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или
органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы
судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде
штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ,
исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации
имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной
казни, решения вопроса об установлении административного надзора за
освобожденными.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами
власти и управления
Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывает
влияние на тесное взаимодействие между органами и учреждениями,
исполняющими наказания и органами власти и управления.
УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63