Уголовно-исполнительное право

связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,

улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них

отрядной системы.

Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в

колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея

педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,

посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что

направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее

самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,

возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной

деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (

История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была

введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе

по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт

А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим

вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе

требований методики коллективного педагогического воздействия.(

Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:

образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -

начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении

основных средств исправления осужденных; создания условий для

индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и

активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого

изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,

исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(

По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на

улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной

работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке

осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из

исправительно-трудовых учреждений.(

Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:

производственному и бытовому.(

В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую

производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях

созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на

одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет

включить весь производственный персонал цехов и участков в состав

воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию

воспитательной работы с осужденными.

Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в

совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них

закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой

зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию

добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках

отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.

На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана

как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее

преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать

коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает

условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с

осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,

предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более

глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,

создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.

В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной

воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является

отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного

процесса в исправительных учреждениях.[44]

Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике

теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то

есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и

внутренних объективных и субъективных факторов.(

Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система

нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971

года, согласно которому он является непосредственным воспитателем

осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель

администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:

но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем

подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные

функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс

организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется

строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени

формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения

придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как

организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на

практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в

исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит

постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он

организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,

определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2

Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило

более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования

осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим

оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению

и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,

инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные

интересы общественным.[45]

Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной

воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы

самодеятельных организаций осужденных.

В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется

ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в

исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной

системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об

отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.

Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что

отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре

исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий

для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых

и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним

основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.

Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную

форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою

жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная

система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении

на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому

кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной

системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях

создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-

исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,

что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,

закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа

положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам

представляется,

что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового

закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном

законодательстве.

Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка

исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их

распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к

труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с

другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.

Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной

численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -

одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.

А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку

определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде

на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая

численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима

исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных

ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая

1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.

Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является

формирование стабильных коллективов.[47]

По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по

основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной

целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного

звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до

сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной

службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований

действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не

должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]

В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой

колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается

совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется

начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.

Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным

формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты