связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,
улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них
отрядной системы.
Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в
колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея
педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,
посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что
направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее
самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,
возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной
деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (
История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была
введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе
по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт
А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим
вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе
требований методики коллективного педагогического воздействия.(
Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:
образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -
начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении
основных средств исправления осужденных; создания условий для
индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и
активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого
изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,
исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(
По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на
улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной
работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке
осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из
исправительно-трудовых учреждений.(
Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:
производственному и бытовому.(
В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую
производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях
созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на
одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет
включить весь производственный персонал цехов и участков в состав
воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию
воспитательной работы с осужденными.
Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в
совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них
закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой
зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию
добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках
отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.
На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана
как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее
преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать
коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает
условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с
осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,
предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более
глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,
создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.
В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной
воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является
отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного
процесса в исправительных учреждениях.[44]
Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике
теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то
есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и
внутренних объективных и субъективных факторов.(
Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система
нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971
года, согласно которому он является непосредственным воспитателем
осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель
администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:
но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем
подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные
функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс
организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется
строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени
формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения
придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как
организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на
практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в
исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит
постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он
организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,
определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2
Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило
более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования
осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим
оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению
и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,
инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные
интересы общественным.[45]
Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной
воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы
самодеятельных организаций осужденных.
В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется
ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в
исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной
системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об
отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.
Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что
отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре
исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий
для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых
и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним
основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.
Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную
форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою
жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная
система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении
на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому
кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной
системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях
создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-
исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,
что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,
закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа
положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам
представляется,
что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового
закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном
законодательстве.
Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их
распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к
труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с
другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.
Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной
численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -
одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.
А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку
определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде
на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая
численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима
исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных
ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая
1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.
Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является
формирование стабильных коллективов.[47]
По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по
основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной
целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного
звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до
сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной
службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований
действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не
должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]
В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой
колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается
совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется
начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.
Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным
формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63