Уголовно-исполнительное право

обращения и наказания 1990 года.

3. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными

Международные стандарты по обращению с осужденными можно

классифицировать по трем основаниям:

- масштабом действия;

- специализацией;

- обязательности для государств - применителей.

По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы:

универсальные и региональные.

Универсальные - это стандарты вырабатываемые ООН, а региональные

Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В

настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению

региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными,

распадаются на два вида:

- акты общего характера, не предназначенные специально для

регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные

интересующие нас стандарты;

- акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение

стандартов обращения с осужденными.

Практическое значение этой классификации заключается в том, что при

поиске стандартов обращения с осужденными они ориентируют не только на

специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязанности для государств - применителей рассматриваемые стандарты

можно отнести по двум основным разрядам: обязательные нормы - принципы и

общие положения. Нормы принципы являются стержневыми и на их положениях

должны базироваться все институты уголовно-исполнительного

законодательства1.

Конкретные стандарты - рекомендации, не носящие обязательно характера.

Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить

обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие

положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие

международные акты, то стандарты - рекомендации внедряются тем либо иным

государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические,

политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих

международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие

универсальные нормы, принятые ООН.

Акты общего характера:

- Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

(1966г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации

(1963г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

основе религии или убеждений (1981г.);

- Декларация прав ребенка (1959г.);

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.);

- Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Специализированные акты:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или

наказания (1975г);

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г);

- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

(1979г.);

- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или

задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или

уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни

(1984г.);

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления

правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)

(1985г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или

заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);

- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);

- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы

(1990 г.);

- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди

несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их

целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с

осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением с лишением

свободы; б) при применения лишения свободы. Дело в том, в рассматриваемых

направлениях действует значительное количество специфических принципов,

общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует

раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к

мерам, не связанным с лишением свободы.

Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в

минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года. В связи с этим

целесообразно показать их основное содержание исходя из данного

международного акта.

Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие

рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением как

альтернатива лишению свободы.

В процесс применения стандартов государствам - членам ООН

предполагается руководствоваться следующими принципами:

Обеспечить активно участие общественности на всех стадиях реализации

рассматриваемых мер;

Создать надлежащее отношение между правами преступников, их жертв,

интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;

Использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей

системы уголовного правосудия;

Иметь широкий набор мер с тем. чтобы гибко реагировать на характер и

степень тяжести преступления, личность и интересы общества;

Минимизировать вмешательство при применении мер.

Стандартные правила рекомендую следующий набор мер, не связанных с

тюремным заключением:

- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;

- условное освобождение от ответственности;

- поражение в гражданских правах;

- экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые и

поденные штрафы;

- конфискация или постановление о лишении права собственности на

имущество;

- возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

- условное наказание или наказание с отсрочкой;

- условное освобождение из заключения и судебный надзор;

- постановление о выполнении общественно полезных работ;

- направление в исправительное учреждение с обязательным ежемесячным

присутствием;

- домашний арест;

- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;

- сочетание перечисленных выше мер.

В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в

быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения

приговоров могут применяться следующие меры:

- отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;

- освобождение в связи с работой или учебой;

- различные формы освобождения под честное слово;

- сокращение срока;

- помилование.

Если компетентным органам определяются условия примечания меры, не

связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими,

точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность возвращения

осужденного к преступной деятельности.

Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках

применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе

индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства,

особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения

зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития,

системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению

преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться

общественность и система общественной поддержки.

При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с

тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение

принимается только после тщательного исследования фактов.

При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной

меры либо перейти в другой мере, не связанной с тюремным заключением.

Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в

исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как

один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями и

обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и

другие мероприятия, содействующие созданию общественностью необходимости

участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо

использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса

к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить

для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и

их семьям необходимые виды помощи.

Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не

связанные с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования

национальной системы уголовного правосудия.

Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся

к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной

области сохраняется в Минимальных стандартных правилах обращения с

заключенными и Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных

свободы.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на

следующие группы:

- организация родовой и видовой классификации лиц лишенных свободы;

- организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;

- организация режима в местах лишения свободы;

организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы;

- организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты