Уголовно-исполнительное право

напряженность, которая возникает в среде заключенных, совместно отбывающих

резко различающиеся сроки наказания. Отсутствие такой напряженности

увеличивает степень управляемости поведением осужденных.

Центральные тюрьмы делятся на учреждения открытого и закрытого типа.

Учреждения открытого типа не имеют вооруженной охраны, решеток на

окнах, предусматривают работу за пределами учреждения. Сеть этих заведений

пока относительно невелика (менее четверти пенитенциарной системы), но

продолжается увеличиваться, поскольку обходится государству дешевле тюрем

закрытого типа и позволяет сохранять социально полезные связи заключенных с

внешним миром.

Тюрьмы закрытого типа функционируют в классическом стиле: вооруженная

охрана, высокие стены, строгая изоляция, минимальные контакты с внешним

миром.

Правовое регулирование исполнения наказания в Германии

Есть мнение, что пенитенциарная система Федеральной республики Германии

и ее опыт обращения с осужденными с точки зрения демократических начал и

отдельных институтов уникален и является едва ли не самым признанным в

Европе. Свидетельство того в определенной степени может служить

исторический путь, пройденный этим государством, расположенным в центре

пересечения интересов многих стран, африканского и европейского

континентов. В 1990 г. произошло историческое объединение Германии путем

воссоединения ФРГ и ГДР.

Определяющее значение в действующей системе законодательства на все

территории Германии является Конституция ФРГ 1949 г., в соответствии с

которой компетенция федерального законодательства по отношению к юрисдикции

земель является приоритетной. На долю же земель отводится правовое

регулирование в порядке конкурирующей компетенции решения вопросов,

относящихся к образованию, культуре, деятельности местных органов власти,

управления и полиции и т.п.

Уголовное законодательство ФРГ базируется на Германском уголовном

кодексе 1871 г., в основу которого было положено Прусское уголовное

уложение 1851 г. В процессе совершенствования Германского уголовного

законодательства было подготовлено 8 проектов нового Уголовного кодекса, ни

один из которых, однако, не был реализован полностью. Лишь в период

кайзеровской империи и Веймарской республики (в общем период до 1953 г.) в

него были включены частичные изменения и дополнения. Во времена фашисткой

диктатуры Гитлера в уголовный закон были включены нормы, которые фактически

свергли на нет все буржуазно-демократические основы права, к полному

произволу и беззаконию. После разгрома фашисткой Германии ряд законов,

принятых в период 1933-1945 гг., были отменены постановлением Союзного

Командного Совета. Уголовный кодекс был восстановлен в редакции 1933 г.

Необходимость в правовой основе, соответствующей современным взглядам

на преступление и наказание, после всех тех изменений и дополнений, что

вносились в различные исторические периоды, привела к реформе. В результате

с 1 января 1976 г. в ФРГ стал действовать новый Уголовный кодекс.

Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно-наказуемых

деяний, и поэтому они встречаются еще более чем в четырехстах

законодательных актах.

В соответствии с п.39 Уголовного кодекса ФРГ "лишение свободы должно

помочь правонарушителям и другим гражданам осознать всю тяжесть и

недостойность преступного деяния, а также подготовить его к возвращению в

общество".

В стране действует система наказаний и наряду с ними применяются меры

исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от степени

общественной опасности лица, совершившего правонарушение.

Основными видами наказания являются лишение свободы и штраф. Смертная

казнь отменена в соответствии со ст.102 Конституции ФРГ 1949 г.

К дополнительным наказаниям относятся: запрещение управлять

автотранспортным средствам на срок от одного до трех месяцев; "запрет на

профессию" и др. Например, к опасным преступникам в качестве дополнительной

меры применяется "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет.

Лишение свободы может назначаться на срок до 6 месяцев, а при наличии

"Особых обстоятельств" - до 15 лет либо пожизненно.

Штраф назначается в "дневных ставках" в размере от 5 до 360 ставок с

суммой одной ставки в пределах от 2 до 10000 марок.

Продолжавшийся процесс дополнений и изменений уголовного

законодательства привел к тому, что в 1987 г. была издана новая редакция УК

ФРГ.

В качестве дополнения к УК ФРГ в 1976 г. был издан закон об исполнении

наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В

нем регламентируется деятельность тюрем и "социально-терапевтических" и

иных заведений, которые, по инициативе земель и на их финансовые

ассигнования, строятся в регионах. Основные институты этого Закона вступали

в силу поэтапно - с 1 января 1977 г., 1 января 1980 г., 1 января 1982 г. и

1 января 1986 г.

Отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях ФРГ отражает

выраженный дифференцированный подход. Все осужденные за преступления,

совершенные против государственного или общественного устройства, а также

насильственные, против жизни и ряда других, которых уголовный закон

называет "опасными преступниками", содержатся в тюрьмах закрытого типа. Это

- основной вид пенитенциарного учреждений.

В учреждениях, предназначенных для применения мер исправления и

безопасности, которые представляют собой социально-терапевтические

учреждения, содержатся лица с психическими заболеваниями и отклонениями, а

также осужденные, лечащиеся от наркомании и алкоголизма. К этой же

категории относятся учреждения, в которых содержатся после отбывания

наказания рецидивисты, проходящие стадию адаптации к жизни на свободе.

Созданы учреждения для осужденных женщин, лиц молодежного возраста и

предварительного заключения. Кроме того, существуют пенитенциарные

учреждения открытого типа.

На организацию исполнения и отбывания наказания оказывают значительное

влияние концепция и идеи классической школы правовозмездия за содеянное.

Тем не менее персонал тюремной системы ФРГ строго придерживается заповеди:

не отнимать у человека больше прав, чем это нужно, приучить осужденного

подчиняться закону и быть ответственным за свои поступки. Выполняются эти

задачи при помощи различных институтов системы, и, прежде всего, усилиями

социальных работников.

Большое значение социальные работники придают изучению личности

осужденного в тот период, когда он помещается на 6 недель в тюрьме в

отделение для временного содержания. В этот период психологи, юристы,

педагоги, представители биржи труда внимательно наблюдают за осужденным,

после чего на каждого из них составляется характеристика. Предполагается,

что на первом этапе пребывания осужденного в пенитенциарном учреждении она

должна облегчить работу персонала. Затем в нее будут вноситься изменения и

дополнения.

После своеобразного "обследования" осужденного направляют в учреждение,

в котором ему легче адаптироваться в соответствии с общими характеристиками

среды, в которую он будет помещен для отбывания наказания в виде лишения

свободы.

Особо интересным представляется порядок, согласно которому осужденные

направляются в места отбывания наказания, расположенные не далее 110 км от

их постоянного места жительства. Интересна и организация труда. В

соответствии с Законом осужденные работают 38,5 часа в неделю, что на 1,5

часа меньше максимально допустимой продолжительности рабочего времени,

установленной международно-правовыми нормами.

Исследуя возможности различных подходов к организации жизни заключенных

в тюремных стенах, германские пенитенциаристы1 пришли к выводу о том, что

необходимо свести до минимума различия между условия жизни в тюрьме и на

свободе

Как и в России, в ФРГ существует проблема трудоустройства осужденных.

Для ее разрешения администрация устанавливает связи с различными

пенитенциарными работодателями, заинтересовывая их тем, что каждую неделю

они могут трудоиспользовать то количество рабочих, какое им потребуется на

это время, не держа лишних. Компании перечисляют за работу средства в

земельный бюджет, из которого финансируются пенитенциарные учреждения,

что, однако, едва покрывает 15% затрат на содержание осужденных. Отсюда

государственные субсидии. Тем не менее считается, что экономический

результат труда осужденных за 5-8 лет их пребывания в местах л/св. даже в

малой степени не покроется теми социальными убытками, которые возможны,

если на свободу возвратится озлобленный человек с подорванным здоровьем, не

приспособленный к жизни среди правопослушных людей. Чтобы этого не

произошло, персонал пенитенциарных учреждений стремится поддерживать и

укреплять связи осужденного с внешним миром в целом, со своей семьей в

особенности.

Помимо социальных работников эти задачи решаются специальными

контактными группами. В отличие от социальных работников, которые оказывают

помощь советами, разъяснениями и рекомендациями, контактные группы, по

рекомендации социальных работников, приглашают осужденных на время

отбывания наказания, оказывают им различную практическую помощь.

В состав контактных групп могут входить лица, зарекомендовавшие себя

добропорядочными гражданами. Это могут быть и служащие министерства

юстиции, работники пенитенциарных учреждений. Кроме того, в ФРГ действуют

попечительные советы, обязанные помогать администрации пенитенциарных

учреждений в исправительном воздействии на осужденных.

Для того, чтобы деятельность попечительного совета не зависела от

тюремной администрации, ее представители в Совет не входят, а сами его

члены могут беспрепятственно посещать пенитенциарные учреждения.

Попечительный Совет состоит из 8-10 авторитетных граждан города. Это

могут быть члены парламента, юристы, врачи, педагоги, промышленники,

рабочие. Они наделены функциями контроля за организацией исполнения

наказания, трудоиспользованием осужденных и воспитательными воздействиями

со стороны социальных работников и контактных групп.

Следует отметить, что особенности пенитенциарной системы ФРГ не только

отражают принципы, нормы и стандарты международных документов в области

исполнения и отбывания наказания, но и сами могут служить в подготовке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты