Уголовно-исполнительное право

уровень образования и общую культуру. 2) Оно должно способствовать их

исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное

воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от

наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым

общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет

уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у

осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально

позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-

волевые установки на нормотипичное, законопослушное поведение после

освобождения от наказания. 5) Общеобразовательное обучение осужденных как

одно из основных средств, применяемых в системе мер ИВ, не входит в

содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс

педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь

человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным

членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской

Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание

образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются

законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем,

является одним их факторов экономического и социального прогресса общества

и должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее

самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и

уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества;

- интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;

- формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему

общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,

этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие

мировозренческих подходов и убеждений.

Задачи обучения:

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение

лиц, лишенных свободы, то они призваны:

- одновременно с задачей повышения образовательного уровня,

обеспечения требований Закона «Об образовании»;

- решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения

антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей,

формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения,

воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости

приобретения квалифицированной профессии, позволяющей

трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях

рыночной экономики.

Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем

обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании»

образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е.

каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от

дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-

первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на

базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных

заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую

профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала

бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и

сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и

т.д.

Принципы государственной политики в области образования (ст.2):

это основные руководящие начала в сфере образования, на которых

базируется все законодательство и вся деятельность образовательных

учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных

традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7,

11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к

уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

(ст.5)

г) светский характер образования в государственных, муниципальных

образовательных учреждений;

д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)

е) демократический, государственно-общественный характер управления

образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных

свободы, реализация принципов государственной политики в области

образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение

специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует

отнести:

- принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную

подготовку в качестве одного из основных средств исправления

осужденных (ст.9 УИК РФ);

- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и

несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно

судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80

УИК РФ);

- принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без

отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.

В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на

образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению

свободы, поскольку они являются гражданами России.

Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного

законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ

регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-

исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных

учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК

РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании»

(1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о

соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых

разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие

положения деятельности образовательных учреждений, основные направления,

формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся,

педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует

осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ

закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В

соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным,

(реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия

для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3)

профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование

включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ

(ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение

осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об

организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и

Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах

ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра

внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.

В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в

исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными

к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего

образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию

могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация

исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления

могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные

инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее

образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к

образованию не привлекаются.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего

образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления

в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия

содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в

виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-

исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных

учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ

активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы

воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим

центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

Порядок организации школы.

Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и

тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты