уровень образования и общую культуру. 2) Оно должно способствовать их
исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное
воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от
наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым
общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет
уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у
осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально
позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-
волевые установки на нормотипичное, законопослушное поведение после
освобождения от наказания. 5) Общеобразовательное обучение осужденных как
одно из основных средств, применяемых в системе мер ИВ, не входит в
содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс
педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь
человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным
членом нашего общества.
Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской
Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание
образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются
законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем,
является одним их факторов экономического и социального прогресса общества
и должно быть ориентировано:
- на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее
самореализации;
- на развитие гражданского общества;
- на укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества;
- интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
- формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленное на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,
этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие
мировозренческих подходов и убеждений.
Задачи обучения:
Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение
лиц, лишенных свободы, то они призваны:
- одновременно с задачей повышения образовательного уровня,
обеспечения требований Закона «Об образовании»;
- решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения
антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей,
формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения,
воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости
приобретения квалифицированной профессии, позволяющей
трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях
рыночной экономики.
Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем
обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании»
образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е.
каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от
дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-
первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на
базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).
Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных
заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую
профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала
бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и
сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и
т.д.
Принципы государственной политики в области образования (ст.2):
это основные руководящие начала в сфере образования, на которых
базируется все законодательство и вся деятельность образовательных
учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.
В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных
традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7,
11, 14 Закона «Об образовании»).
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
(ст.5)
г) светский характер образования в государственных, муниципальных
образовательных учреждений;
д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)
е) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием. Автономность образовательных учреждений.
В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных
свободы, реализация принципов государственной политики в области
образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.
В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение
специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует
отнести:
- принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную
подготовку в качестве одного из основных средств исправления
осужденных (ст.9 УИК РФ);
- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и
несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно
судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80
УИК РФ);
- принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без
отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).
Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.
В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на
образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению
свободы, поскольку они являются гражданами России.
Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного
законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ
регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-
исполнительного права.
Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных
учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК
РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании»
(1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о
соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых
разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие
положения деятельности образовательных учреждений, основные направления,
формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся,
педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.
Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует
осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ
закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В
соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным,
(реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия
для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3)
профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.
В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование
включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ
(ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение
осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об
организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и
Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах
ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра
внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.
В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в
исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными
к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего
образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию
могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация
исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления
могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные
инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее
образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к
образованию не привлекаются.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего
образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления
в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия
содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в
виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-
исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных
учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ
активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы
воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим
центром учебно-воспитательной работы с осужденными.
Порядок организации школы.
Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и
тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63