свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также
осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные бывшие
работники судов и правоохранительных органов направляются для отбывания
наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений
согласно перечням, утвержденным ГУИН Министерства юстиции России;
- осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по
персональным указаниям (нарядам) ГУИН Министерства юстиции России, не могут
быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же
вида без его разрешения.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 73 УИК в исключительных случаях по
состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности
либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания
в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории
другого субъекта РФ.
И, наконец, согласно ст. 76 УИК осужденные направляются к месту
отбывания наказания и перемещаются из одного исправительного учреждения в
другое под конвоем с соблюдением правил их раздельного содержания и
необходимых материально-бытовых, санитарно-гигиенических условий.
В соответствии с ч.3 ст.20 УИК исправительные учреждения обязаны
уведомить суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания
осужденными. Уведомление установленного образца направляется
непосредственно в суд в день прибытия осужденного в исправительное
учреждение, а в случае его прибытия в воскресные или праздничные дни – не
позднее первого рабочего дня.
В ст. 81 УИК закреплен один из важнейших принципов отбывания
наказания в виде лишения свободы: осужденный должен отбывать наказание
в течение всего срока, как правило, в одном исправительном учреждении. Это
создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной
организации исполнения наказания и применения основных средств исправления
осужденных1. Вместе с тем закон устанавливает возможные случаи перевода
осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного
учреждения в другое.
Прежде всего, перевод допускается в случае болезни осужденного, при
этом заключение о его переводе из одной колонии в другую того же вида или
из одной тюрьмы в другую готовится медицинскими работниками.
Во-вторых, переводы для дальнейшего отбывания наказания в
исправительное учреждение аналогичного вида допускается в целях обеспечения
личной безопасности осужденного. В подобном случае проводится служебное
расследование, выносится мотивированное заключение, утверждаемое
начальником исправительного учреждения.
В-третьих, основанием для перевода из исправительного учреждения служит
его ликвидация и реорганизация.
В-четвертых, могут быть и иные исключительные обстоятельства, которые
препятствуют дальнейшему нахождению осужденного в той или иной колонии, или
тюрьме и обусловливает необходимость перевода на новое место.
Следовательно, закон не содержит исчерпывающего перечня причин, на
основании которых осужденный может быть переведен в другое исправительное
учреждение того же вида режима. Исходя из назначения данной статьи можно
сделать вывод, что переводы должны способствовать реализации принципа
уголовно-исполнительного права - дифференциации и индивидуализации
исполнения наказания, закрепленного ст.8 УИК.
Кроме того, ст.78 УИК определяет: положительно характеризующиеся
осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из
тюрьмы в исправительную колонию, - по отбытии в тюрьме не менее половины
срока, назначенного по приговору суда; из исправительной колонии особого
режима в исправительную колонию строгого режима, - по отбитии Ѕ срока
наказания; из исправительной колонии общего, строгого режимов в колонию –
поселение, - по отбытии не менее одной трети срока наказания, а осужденным
за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно
освободившимся и совершившими новые преступления – не менее двух третей
срока наказания. Однако, ч.3 данной статьи определяет круг осужденных,
которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается
общественная опасность личности осужденного. Закон выделяет категории
осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные
при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению
свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением
свободы на определенный срок; осужденные, которым смертная казнь в порядке
помилования заменена лишением свободы.
Уголовно-исполнительное законодательство (ч.4 ст.78 УИК) устанавливает,
что осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания1, могут быть переведены из колонии-поселения в
исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом. При этом
изменение вида исправительного учреждения производится судом.
§ 3. Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в
исправительных учреждениях
Эффективность исправительного воздействия, и это подтверждает практика,
в значительной мере предопределяется тем, насколько успешно проходит
адаптация осужденных в условиях исправительных учреждений. Пристальное
внимание к осужденным особенно в первоначальный период пребывания в
исправительных учреждениях должно способствовать их исправлению. Для
наиболее успешной организации вопросов исполнения наказания важное значение
имеет прием осужденных в названные учреждения. Первые дни нахождения в них
могут определить всю дальнейшую судьбу осужденного. В свое время А.С.
Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надолго, а
иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению, а
следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»1.
Что собой представляет прием осужденных в исправительные учреждения?
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, Правила
внутреннего распорядка исправительных учреждений2, можно полагать, что
прием осужденных в исправительные учреждения – это урегулированный нормами
уголовно-исполнительного права и иными ведомственными нормативными
правовыми актами комплекс организационных, правовых и воспитательных
мероприятий, проводимых с целью исполнения наказания и исправления
осужденных. Он требует выполнения ряда действий организационно-технического
порядка.
Ст.79 УИК определяет, что прием осужденных в исправительные учреждения
осуществляется администрацией этих учреждений. Порядок такого приема
регламентируется § 2 Правил, который устанавливает:
- прием осужденных в исправительное учреждение осуществляется
оперативным дежурным (в тюрьме – дежурным помощником начальника
тюрьмы, в воспитательной колонии – дежурным помощником начальника
колонии) и работником специального отдела учреждения. Прием
прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных производится
оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников
тюрьмы и воспитательной колонии;
- во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие
личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным,
проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский
работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных
с целью выявления у них телесных повреждений;
- прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения
данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи –
досмотру;
- в суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование,
полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются
в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское
наблюдение продолжительностью до 15 суток. Во время нахождения в нем
осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со
своими правами и обязанностями, установленными законодательством РФ
и настоящими Правилами, предупреждаются об ответственности за
нарушение режима отбывания наказания. Кроме того, им разъясняется
применение технических средств надзора и контроля (изоляции), а в
случаях, предусмотренных законодательством, физической силы,
специальных средств, оружия и специальных подразделений1;
- решение о распределении осужденных по отрядам с учетом их личностных
особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и
профессионального образования принимается комиссией исправительного
учреждения, возглавляемой его начальником. В состав комиссии
включаются представители служб охраны, оперативной, безопасности (в
тюрьме и воспитательной колонии – режима и охраны), специальной,
медицинской, производственной и других. В воспитательных колониях в
состав комиссии входят также работники общеобразовательной школы,
профессионально-технического училища и психолога;
- не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в учреждение по его
выбору одному из родственников направляется уведомление с указанием
почтового адреса, перечня продуктов питания и предметов первой
необходимости, которые можно получать осужденным в посылках,
передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки,
получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов,
свиданий, праве осужденных на телефонные переговоры1.
Порядок приема осужденных в исправительные учреждения имеет важное
значение для исправления, потому что он преследует такие цели: обеспечить
исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях определенного судом
режима; исключить возможность проноса осужденными запрещенных предметов;
организовать карантин, успешная работа которого возможна лишь при четкой
организации его деятельности, взаимодействии сотрудников частей, служб,
отделов. Такой подход будет способствовать установлению и поддержанию
правильных взаимоотношений сотрудников (включая вольнонаемный состав) с
отбывающими наказание. Следует предусмотреть также единый порядок приема
осужденных в карантин. В качества одного из образцов можно рекомендовать
опыт одной из исправительных колоний Санкт-Петербурга и Ленинградской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63