использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и
прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной
стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов
потребления — с другой.
Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах
структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей
экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного
производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров,
студентов, одиноких и многодетных матерей).
Т.о., перераспределение национального дохода происходит между
производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,
отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения
и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта,
совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил,
создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении
высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов
подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и
коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Финансы выполняют также контрольную функцию.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового
внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по
целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен
на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,
ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества
работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную
и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического
стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных,
трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение
непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и
расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций
по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную
деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой
службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы,
формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют
также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный
кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и
социальных отношений используются также финансовое и бюджетное
планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на
сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий
собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает
совокупность организационных форм финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового
планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое
законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется
качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами,
органами имущественного и личного страхования и др.
3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и
расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части —
национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных
отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов,
товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в
воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным
финансам и финансам предприятии.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через
финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на
социальные цели и налоговую политику.
Следует отметить, что в условиях административно-командной системы
эффективность использования государственных средств на финансирование
народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство,
увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного.
Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства
высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу
убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не
позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение
высоких финансово-хозяйственных результатов.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей
системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы,
и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления
средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение
научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на
этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного
воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и
территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня
экономического и социального развития отдельных регионов.
• Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной
сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого —
кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание
капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического
и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна
непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное
строительство.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий
различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии
создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих
направлениях:
децентрализация инвестиционного процесса на основе развития
многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных)
источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных
проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных
инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного
финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение
безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально
значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и
государственного финансирования инвестиционных проектов производственного
назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и
исключительно на конкурсной основе;
усиление государственною контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного
финансирования и кредитования;
значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-
коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств
на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов
и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм
собственности для ускорения структурно-технологической перестройки
производства;
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных
инвестиций.
Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными,
направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества
жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.
• Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая
политика, виды налогов, их ставки, льготы. Налоговая политика в настоящее
время не стимулирует расширенное воспроизводство.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в
стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на
образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы
социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической
революции. Быстрая качественная перестройка производства требует
постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет
за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в
условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления
покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных
предприятий.
3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных
реформ
Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —
длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.
Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными
республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная
перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису — падению
производства.
1995-й был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. происходит
стабилизация в сфере материального производства. В ряде отраслей
наблюдается прирост производства, прежде всего в химической и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86