Финансы. Денежное обращение. Кредит

использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны

обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и

прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной

стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов

потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах

структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей

экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного

производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров,

студентов, одиноких и многодетных матерей).

Т.о., перераспределение национального дохода происходит между

производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,

отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами

собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения

и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта,

совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил,

создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении

высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов

подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и

коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной

деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового

внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по

целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен

на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,

ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества

работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную

и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического

стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных,

трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение

непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и

расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения

законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты

выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой

службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций

по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную

деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой

службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового

планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы,

формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют

также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством

государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный

кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и

социальных отношений используются также финансовое и бюджетное

планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на

сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий

собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает

совокупность организационных форм финансовых отношений в народном

хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового

планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое

законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется

качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений

предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами,

органами имущественного и личного страхования и др.

3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и

расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части —

национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных

отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов,

товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в

воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным

финансам и финансам предприятии.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через

финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на

социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы

эффективность использования государственных средств на финансирование

народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство,

увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного.

Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства

высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу

убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не

позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение

высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей

системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы,

и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления

средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение

научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на

этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного

воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и

территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня

экономического и социального развития отдельных регионов.

• Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной

сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого —

кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание

капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического

и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна

непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное

строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий

различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии

создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих

направлениях:

децентрализация инвестиционного процесса на основе развития

многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных)

источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных

проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного

финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение

безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально

значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственного финансирования инвестиционных проектов производственного

назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

исключительно на конкурсной основе;

усиление государственною контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного

финансирования и кредитования;

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств

на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов

и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм

собственности для ускорения структурно-технологической перестройки

производства;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными,

направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества

жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

• Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая

политика, виды налогов, их ставки, льготы. Налоговая политика в настоящее

время не стимулирует расширенное воспроизводство.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в

стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на

образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы

социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической

революции. Быстрая качественная перестройка производства требует

постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет

за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в

условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления

покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных

предприятий.

3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных

реформ

Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —

длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными

республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная

перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису — падению

производства.

1995-й был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. происходит

стабилизация в сфере материального производства. В ряде отраслей

наблюдается прирост производства, прежде всего в химической и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты