Финансы. Денежное обращение. Кредит

налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных

средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня

цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и

перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему.

Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении

оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении

издержек обращения.

В РФ форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России,

действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты

предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими

предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-

материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке

через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы

безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко

второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость

и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских

ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь

и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в

другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и

обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в

кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при

отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при

снятии их со счета в кредитном учреждении.

Наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны,

в котором действуют единые деньги одного наименования.

2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения

денег

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для

обращения.

О Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает

количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и

средства платежа.

Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства

обращения, зависит от трех факторов:

количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито

общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг

на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость

товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы

за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного

периода постоянно переходят их рук в руки, обслуживая продажу товаров и

оказание услуг.

При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на

необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция

сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение

между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги

в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы

деньги возвращались из сокровищ.

С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег

должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег.

Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной

части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и

платежа определяется следующими условиями:

общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);

уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку

чем выше цены, тем больше требуется денег);

степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);

скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь

обратная). Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении,

приобретает следующий вид:

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-

денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости

приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для

обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало

возможным их обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т. е. утраты им своих денежных

функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя

оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета

через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только

средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий

стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в

процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество

неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в

стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при

господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в

регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета

реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в

процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек

и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие

стабильности денежной единицы страны — соответствие потребности хозяйства в

деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный

показатель движения денег.

С развитием форм товарного обмена и неплатежно-расчетных отношений

состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. Уход

золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес

качественные изменения в структуру денежной массы. Действительные деньги

(золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли

неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и

безналичной формах.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за

определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в

экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты

М0, m1, m2, М3, М4.

• Агрегат m0 включает наличные деньги в обращении: банкноты,

металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах).

Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в

развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки.

Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты

значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях

прибыльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются

казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах.

Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты

(достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых

осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и

в Королевстве Тонга.

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

• Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков.

Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме,

через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для

расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные

поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и

аккредитивы. Именно агрегат mi обслуживает операции по реализации валового

внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального

дохода, накоплению и потреблению.

• Агрегат m2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в

коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги.

Последние не функционируют как средство обращения, однако могут

превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в

коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность.

Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока

и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные

депозиты.

• Агрегат М3 содержит агрегат m2, сберегательные вклады в

специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги,

обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя,

выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги,

создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку

превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка,

т. е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

• Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в

кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит

нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие

наступает при m2 > M1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в

безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном

обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют разное количество

агрегатов. В России для расчета совокупной денежной массы применяют

агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0 — наличные деньги

в обращении; М1, кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих,

специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до

востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные

депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3

состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег,

его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты