Финансы. Денежное обращение. Кредит

вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет

ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных

образований Российской Федерации, если они не были гарантированы

Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных

и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска

определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две

группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов,

условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические

лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно

предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются

ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для

дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые

льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте

других государств. При размещении таких займов учитываются специфические

интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным

Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и

государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным

государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым

Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17

декабря 1994 г.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как

внутри страны, так и на международной арене.

Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке. В последние годы заемная

деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно

активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов

Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для

привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.

В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные

государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а

следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств

инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в

производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание

внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит

начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.

Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием

государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного

долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.

Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88

400 млрд. руб. Эта сумма складывалась из следующих компонентов:

| |млрд. |% |

| |долл. | |

|Задолженность |86 591|98, 0|

|Правительства РФ | | |

|ЦБ по кредитам на |59. |67, 6|

|покрытие бюджетного |749 | |

|дефицита | | |

|предприятиям и населению |26. |30, 4|

|в результате выпуска |842 | |

|государственных |11. |12, 4|

|краткосрочных бескупонных|000 | |

|облигаций | | |

|государственных |5. 500|6, 2 |

|казначейских обязательств| | |

|Задолженность по: | | |

|АПК, переоформленная в |5. 600|6, 3 |

|казначейские векселя | | |

|государственным |1. 540|1, 7 |

|казначейским векселям | | |

|целевому займу СССР 1990 |2. 400|2, 7 |

|г. | | |

|целевым вкладам и чекам |700 |0, 8 |

|на автомобили | | |

|государственному |80 |0, 1 |

|внутреннему займу 1991 г.| | |

|государственному займу |22 |0, 02|

|1992 г. и другим займам, | | |

|полученным у населения | | |

|Задолженность ЦБ РФ: |1. |1, 6 |

| |425, 6| |

|по гарантиям |1. 000|1, 1 |

|Правительства РФ | | |

|внутренний долг ЦБ РФ, | | |

|принятый от бывшего СССР | | |

|задолженность ЦБ РФ по |335 |0, 4 |

|кредитным ресурсам | | |

|Сберегательного Банка |90, 6 |0, 1 |

|СССР | | |

|Прочая задолженность |383, 4|0, 4 |

|Итого государственный |88. |100 |

|внутренний долг РФ |400 | |

|В процентах к ВВП |14—15 | |

|В том числе по |3. |4 |

|обязательствам бывшего |525, 6| |

|СССР | | |

Законом "О федеральном бюджете на 1996 г. " верхний предел

государственного внутреннего долга на конец 1996 г. установлен в сумме 316,

0 трлн. руб.

Как видно из приведенных данных, в прошедшие годы наибольший удельный

вес в финансировании задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ.

При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ

приходилось 65, 2%, то в 1994 г. — уже 67, 6%. В 1995 г. эта тенденция

коренным образом была изменена. Разработанная финансовая политика

предполагает, что новые позаимствования целиком и полностью должны

финансироваться за счет других источников.

Запланированный на 19% финансовый год предельный размер дефицита

федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть покрыт за счет

внутренних источников в общей сумме 56 100 млрд. руб., что вдвое больше

показателя 1995 г., и источников внешнего финансирования в общей сумме

32450 млрд. руб. Поэтому сектор государственных ценных бумаг будет

стремительно расти, и к концу года его объем должен достигнуть 153 трлн.

руб.

• Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежит

государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они

были выпущены в 1993 г. В соответствии с "Основными условиями выпуска

государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации",

утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107,

операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров,

получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.

ГКО являются краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они

выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать

месяцев.

Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения

расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение

производится ЦБ по номиналу. Таким образам доход инвестора складывается за

счет разницы между ценой погашения и ценой покупки.

Первичное размещение ГКО совершается на аукционе, на который официально

зарегистрированные дилеры ЦБ подают собранные от всех желающих заявки на

приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество

приобретаемых ГКО. Допускается подача заявки без указания цены. Такие

заявки называются неконкурентными. Объем неконкурентных заявок заранее

ограничивается эмитентом.

Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет

цену отсечения, т. е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для

реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной цене и выше,

подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены,

не удовлетворяются, т. е. отсекаются.

Известны две системы проведения закрытых аукционных торгов:

"американская" и "голландская". По "американской" все заявки, лежащие выше

цены отсечения, удовлетворяются по тем ценам, по которым они были поданы.

Неконкурентные заявки удовлетворяются по средневзвешенной. По "голландской"

системе удовлетворение всех заявок производится по единой минимально

допустимой цене — цене отсечения. В отечественной практике при торговле ГКО

используется "американская" система.

Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская

валютная биржа. В настоящее время созданы торговые площадки еще в ряде

городов. Все операции по купле-продаже и расчетам осуществляются в

электронном режиме. После окончания торговой сессии данные поступают в

расчетную систему, где совершается клиринг, определяются обязанности

участников перед биржей и биржи — перед участниками, осуществляются расчеты

по денежным средствам и в депозитарии по ценным бумагам. Владелец облигации

имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО

следующего выпуска.

ГКО пользуются большим спросом у инвесторов. Заинтересованность

инвестора в приобретении ГКО определяется: высокой надежностью этого

заемного инструмента; высокой доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми

льготами, поскольку действующим налоговым законодательством доходы по

государственным ценным бумагам налогом не облагаются.

• С 1994 г. в обращении появились казначейские обязательства (КО).

Выпуск КО осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ №

906 от 9 августа 1994 г. "О выпуске казначейских обязательств". Операции с

КО регулировались "Положением о порядке размещения, обращения и погашения

казначейских обязательств" Министерства финансов РФ от 21 октября 1994 г. №

140. Весной 1996 г. последние серии этих заемных инструментов были погашены

и больше в обращение не выпускались.

КО выдавались предприятиям, имеющим право на получение средств из

федерального бюджета. В отличие от других ценных бумаг, выпускаемых

исключительно для финансирования бюджетного дефицита, КО имели еще одно

назначение — смягчить кризис взаимных неплатежей различных отраслей

хозяйства. С этой целью Минфин РФ предусмотрел для владельцев КО

обязанность проведения расчетов этой ценной бумагой.

• 14 июня 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще

одной—облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это вторая

ценная бумага с плавающим процентом, выпускаемая в РФ.

Выпуск ОФЗ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства

РФ от 15 марта 1995 г. № 458 "О генеральных условиях выпуска и обращения

облигаций федерального займа" и "Условий выпуска облигаций федерального

займа с переменным купонным доходом", разработанных Минфином РФ и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты