Финансы. Денежное обращение. Кредит

сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на

централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь

программы приватизации происходит преобразование. значительной части

государственных предприятий в акционерные общества, которые должны

осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и

ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование

отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ,

государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное

значение.

• Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996

г.:

|Виды расходов |млр|% к |

| |д. |обще|

| |руб|й |

| |. |сумм|

| | |е |

| | |расх|

| | |одов|

|Государственное управление |674|1,6 |

| |9 | |

|Международная деятельность |280|6,4 |

| |36 | |

|Национальная оборона |801|18,4|

| |85 | |

|Правоохранительная |351|8,1 |

|деятельность и обеспечение |15 | |

|безопасности государства | | |

|Фундаментальные исследования и|115|2,8 |

|содействие научно-техническому|65 | |

|прогрессу | | |

|Промышленность, энергетика, |495|11,4|

|строительство |10 | |

|Сельское хозяйство |144|3,3 |

| |85 | |

|Охрана окружающей среды |213|0,5 |

| |1 | |

|Образование |151|3,6 |

| |89 | |

|Культура и искусство, средства|509|1,2 |

|массовой информации |8 | |

|Здравоохранение и физическая |747|1,7 |

|культура |5 | |

|Социальная политика |125|3,0 |

| |95 | |

|Обслуживание государственного |581|13,4|

|долга |44 | |

|Финансовая помощь субъектам РФ|546|12,6|

| |25 | |

|в том числе | | |

|Федеральный фонд финансовой |393|9,0 |

|поддержки регионов |37 | |

|Прочие расходы |249|5,8 |

| |35 | |

|Расходы целевых бюджетных |267|6, 2|

|фондов (Федерального дорожного|08 | |

|фонда, Федерального | | |

|экологического фонда и др. ) | | |

|Общая сумма расходов |435|100,|

| |750|0 |

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие

основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей

народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий,

обороны страны, правоохранительной деятельности, международного

сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и

финансовую поддержку регионов.

Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации

угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному

хозяйству и некоторым другим отраслям. Общая сумма дотаций в 1996 г.

определена в 28 300 млрд. руб., или 57% от всех расходов на народное

хозяйство.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-

промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного

переустройства аграрного сектора. В этих целях средства направляются на

проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание

рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на

селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог,

строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей

промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется не только за счет

бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по

перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции,

внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств

федерального бюджета на 1996 г., предусмотрена в 29 184 млрд. руб., из

которых 20 721 млрд. руб. должны быть направлены на социальный комплекс.

Предприятиям и организациям предоставляются иностранные кредиты для закупок

оборудования по производству медпрепаратов и медтехники, сельхозтехники,

транспортного оборудования, средств связи.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений

ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых

невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на

обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное

направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой

скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны

концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по

ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с

социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для

военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками

умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на

образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение,

социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.

Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. В 1993 — 1996

гг. приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения.

Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе

профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных

слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня

заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание

детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению

заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по

внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование,

введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям

средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских

услуг.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития

комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии,

продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением

социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением

окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других

причин.

Структура военных расходов (1996 г. ):

|Виды расходов |тлрн|% к |

| |. |общей |

| |руб.|сумме |

| | |военных |

| | |расходов|

|Закупки вооружений и |13,0|16 |

|военной техники | | |

|Научно-исследовательские|6,5 |8 |

|работы | | |

|Капитальное |7,6 |10 |

|строительство | | |

|Пенсии военнослужащим |9,9 |12 |

|Содержание вооруженных |41,0|50 |

|сил | | |

|Прочие военные расходы |2,0 |4 |

| |80,1|100 |

Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание

Вооруженных Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ

составляла 2069, 9 тыс., в том числе 1469, 9 тыс. — военнослужащих и 600, 0

тыс. — гражданского персонала.

Недостаточные средства — 2, 8% от общей суммы расходов федерального

бюджета — на 19% г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым

операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей,

уплату членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием

федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной

власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение

безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением

межнациональных конфликтов.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по

погашению и обслуживанию государственного долга (с 6, 9 до почти 14% к

общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с

10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение

расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и

внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на конец декабря 1996

г. установлен в сумме 316, 0 трлн. руб. и государственного внешнего долга

на эту же дату в размере 124, 1 млрд. долл. США.

• Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, к основным принципам которого относятся:

- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

- безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным

распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

Так, в 1996 г. такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование:

расходов на формирование федеральных продовольственных фондов; расходов на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты