Финансы. Денежное обращение. Кредит

нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности

строительных материалов. Существенно сократились темпы инфляции.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных

фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и

амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов,

осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных

средств предприятий.

В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация

финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются

через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального

страхования, Государственный фонд занятости населения. Фонд обязательного

медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.

Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в

государственной бюджетной системе. Резко сократились централизованные

средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной

промышленности и ряда других отраслей. Крупные средства направляются на

социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и

внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных

расходов покрывается из внебюджетных фондов.

Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к

распылению средств, не дает возможности маневренного их использования,

концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при

внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных

средств. В соответствии с Указом Президента России большинство

государственных внебюджетных фондов должны быть включены в состав

республиканского бюджета Российской Федерации. При этом целевой характер

использования средств этих фондов сохраняется.

Финансы РФ находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в

крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении

валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам,

большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный

процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения

структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит,

совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях

достижения финансовой стабилизации.

3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия

"финансы". Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в

каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою

специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс

воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий

обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП,

распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через

государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный

фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями

хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами

населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.

Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на

выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для

возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и

населению, а по личному страхованию — выплаты застрахованному лицу или его

семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Т. о., каждое звено финансовой системы представляет собой определенную

сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность

различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и

используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования,

распределения и использования фондов денежных средств государства и

предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья

финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным

финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений

на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к

децентрализованным финансам и используются для регулирования и

стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

• В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела

кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РФ, как и других

союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором

отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и

поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15

союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР' от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и

постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная

система России была коренным образом перестроена и в настоящее время

включает три звена:

республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в

составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты

автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-

Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими

доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не

включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской федерации

приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции,

связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной

доходной базы.

• Второе звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные

услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры,

обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого

формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации

из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по

возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет,

социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на

Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда направляется

на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд

социального страхования, Государственный фонд занятости населения,

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О

формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами РФ

в 1994 г. " № 2268 в целях усиления контроля за расходованием

государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской

Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетные

фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей

предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда,

Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского

страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано

консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-

территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

• Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных

отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при

которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет

Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его

верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий

финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с

эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита

и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы

бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной

экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых

среди юридических и физических лиц. В 1993 г. для покрытия бюджетного

дефицита были выпущены новые ценные бумаги — государственные краткосрочные

облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты

Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с

трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные

облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были

выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного

сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных

ценных бумаг.

В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из

государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени

Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным

Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним

выплачиваются проценты.

• В условиях административно-командной системы действовала

государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на

всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты