Финансы. Денежное обращение. Кредит

обращения, которое составляет единый процесс, дает возможность объединить

оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие —

оборотные средства.

Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных

для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов

обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и

реализации продукции. Источниками формирования оборотных средств

хозяйствующего субъекта являются: прибыль, постоянная минимальная

кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.

Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование

краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании

оборотных средств. Наибольшая часть кредитов выдается организациям, занятым

торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше — организациям и

предприятиям, занятым промышленным производством.

Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит

поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей

производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель —

это реальный источник пополнения оборотных средств, наиболее дешевый

кредит. Вексель в настоящее время достаточно широко используется для

залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и

проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и

услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых

зарубежных странах.

Процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается

заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального

Банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из

чистой прибыли хозяйствующего субъекта.

Формирование производственных фондов является объективной предпосылкой

для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности

проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных

услуг). В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при

продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного)

труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь

созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве

продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли.

Обязательное условие для получения прибыли — превышение выручки от

реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на

производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности

деятельности предприятия

Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход,

созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции:

- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты

хозяйственной деятельности;

- стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и

использования;

- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов

организаций и предприятий, а также одного из основных источников

формирования доходной части бюджетов разных уровней.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы,

связанные с его производственной деятельностью и носящие объективный

характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего

субъекта.

К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический

уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность

выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на

производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные

и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру

рынка.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической

нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей,

приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен

на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует

взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в

полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства

экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования.

Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое

оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут

способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию

предпринимательства и рыночных отношений.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому

содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как

общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы

хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.

Объектом распределения является волевая прибыль. Законодательно

распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет

и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других

обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен

порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли.

Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой

хозяйствующего субъекта.

При распределении прибыли исходят из следующих принципов:

- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;

- прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта,

распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически

обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между

накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов

и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения

чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить

способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством

образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и

резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли

по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен

дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления

в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение

прибыли отражается в финансовом плане.

Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные,

конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов

продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим

перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату

процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм,

относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на

проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов

учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы

союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий

субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные

нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов

социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего

субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение

оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата

премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание

материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания

стоимости питания в столовых и буфетах и т. п.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но

и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие

от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель

и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей

рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных

фондов, рентабельность вложений в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной

продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется

как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее

производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции

можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции

к выручке от реализации продукции; по процентному отношению балансовой

прибыли к выручке от реализации продукции, по отношению чистой прибыли к

выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об

эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой

продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации

и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены

реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к

полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное

отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных

производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель

можно рассчитать и по чистой прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное

отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия,

характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество

предприятия.

Финансовая работа организаций и предприятий в современных условиях

приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с

развитием рыночных отношений. В условиях становления рынка важнейшими

задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед

бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, всех остальных

финансовых обязательств, но и организация финансового менеджмента, который

кроме перечисленных задач содержит и качественно новые. Он предполагает

разработку определенной финансовой стратегии и тактики хозяйствующего

субъекта на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок доходов

в зависимости от изменения структуры его активов и пассивов.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты