обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и
приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной
промышленности и др.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные
недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко
распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.
Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не
организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу
социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в
аграрном секторе.
• Основные задачи в области государственных расходов:
- сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику
государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону
и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем,
конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- усилить контроль за использованием бюджетных средств;
- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР
базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они
занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из
двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система
просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные
платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы
и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться
на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы
претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации,
как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во
все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и
физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом
размерах и в определенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две
основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была
присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств
в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных
странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.
Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение
его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги
активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е.
регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через
налоги в процесс воспроизводства.
• Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица
обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогообла-гаемая база,
налоговый оклад.
Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону
является плательщиком налога.
Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения
его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество,
дом.
Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата,
прибыль, проценты).
Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли
по поземельному налогу).
Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога
подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и
соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и
прогрессивные.
При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается
при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда
регрессивные.
Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога
независимо от размера дохода.
При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании
дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии
ставка налога повышается для всего дохода. Приведем пример.
При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит \% своего
дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. — 2% своего дохода; при
доходе от 3001 долл. до 7000 долл. — 3% своего дохода и т. д. Если
налогоплательщик имеет 1000 долл.. то он платит 10 долл. налога, а если он
получил 1001 долл., то должен заплатить 296, или 20 долл. Простая
прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия,
при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой
части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной
прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл.
облагаются по ставке в 1% и только 1 долл. облагается по ставке в 2%
(налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е.
повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло
увеличение дохода.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика
от налога в соответствии с действующим законодательством.
Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется
налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода
налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих
на территории страны, методы и принципы построения налогов.
Поскольку налоговая система Российской Федерации построена по опыту
налоговых систем развитых западных стран, необходимо дать краткую
характеристику этих систем.
Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают
непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся
подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный
налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах
товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется
множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного
устройства. В так называемых унитарных (единых, слитных) государствах
налоговая система включает два звена: государственные налоги; местные
налоги.
В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев:
государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами
членов Федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии,
земельландов в ФРГ); местные налоги.
Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет,
закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся
подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на
добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
• Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный
налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходов государственного
бюджета. Он взимается по прогрессивным ставкам, построенным по принципу
сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:
шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени
в Великобритании (с 1842 по 1973 гг. ) и ряде других стран. При этой
системе обложение производится у источника дохода не по совокупному доходу
налогоплательщика, а по частям дохода;
глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному
доходу налогоплательщика. В настоящее время в западных странах в основном
используется глобальная система обложения подоходным налогом.
При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т.
е. часть дохода налогоплательщика, не подлежащая обложению налогом. Размер
его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в
большинстве зарубежных стран был введен в XX столетии (В США — в 1913 г.,
имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г. ). Вначале широкие слои
населения не являлись плательщиком этого налога, поскольку был установлен
высокий необлагаемый минимум. В настоящее время подоходный налог
обрушивается на трудящихся. Превращение подоходного налога в массовый
произошло в годы Второй мировой войны, когда был резко понижен необлагаемый
минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению. В США в 1980-х
гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, в 1940 г. — 8 млн.,
т. е. почти все самодеятельное население. Такие же процессы превращения
подоходного налога в массовый налог имели место и в других экономически
развитых странах.
В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу
применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине
1960-х гг. максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла
91%, в 1965-1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при
президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в
результате которой вместо 14 налоговых ставок (от И до 50%) были введены
две ставки налога: 15 и 28%.
• Одна из наиболее ярки тенденций в области прямого налогообложения в
западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу
на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля
налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных
стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой воины
поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых
доходов федерального бюджета, в 1955 г. — 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. -
15%, в 1980 г. - 13%, в 1995 г. - 11, 6%.
Такие же процессы наблюдаются во всех других экономически развитых
странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86