Финансы. Денежное обращение. Кредит

государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их

увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы

использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей

народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время

покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по

минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей

социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства

финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового

механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области

финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех

бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую

эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация

финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в

годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ). В

то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального

функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению

эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,

резкому ухудшению финансового положения государства.

4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации

Отказ во второй половине 80-х гг. от монополии государственной

собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-

директивной финансовой политики СССР. Невозможность управления финансовыми

отношениями в негосударственном секторе экономики административными

методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой

политики. К сожалению, в тот период это не было осознано государственными

органами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условий

привело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризиса

являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и

сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего долга государства,

наличие большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в

народном хозяйстве, значительные суммы непроизводительных расходов и

потерь, рост незавершенного строительства, кризис платежных отношений

государства во внешнеэкономической сфере.

В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая

политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и

системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение

финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством.

Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема

финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в

кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и

звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная

часть общества несла материальные потери в связи с реформой

ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной

платы.

Основа современной финансовой политики — это признание свободы

предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм

хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к

смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и

государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными

отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на

налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все

экономические субъекты получают единые правила распределения созданных

финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут

плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов

возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном

зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей

задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных

аспекта.

1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.

Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей

промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на

содержание убыточных предприятий. При решении этих вопросов имеются крупные

недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного

финансирования и поступления доходов в бюджет. Это приводит к невозможности

профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым

способствует усилению напряженности в экономической и социальной сферах

жизни общества.

2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее

значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в

непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к

выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных

ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных

средств.

Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за

последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником

покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные

формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных

займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального

Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену

централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на

реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое

развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется

система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем

предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов

Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет

изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме

вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более

широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для

этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок,

посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между

экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов

государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для

целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих

проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные

пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе

финансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации

страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных

страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению

в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в

пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому

органу управления — Министерству финансов пришла целая система

специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная

налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,

Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием

государственных органов контроля широкое развитие получил независимый

аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный

характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию

финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита

федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет

внутренних и внешних источников не тормозило экономическое развитие страны

в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего

этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная

сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная

на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов

бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового

бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных

налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,

увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного

перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.

Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление

контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки

экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а

также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на

инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных

высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности

государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на

поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с

постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к

долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению

государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных

ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в

рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения

инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики

государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды.

Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств,

обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской

Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты