государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их
увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы
использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей
народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время
покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по
минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей
социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового
механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области
финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех
бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую
эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация
финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в
годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ). В
то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального
функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению
эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества,
резкому ухудшению финансового положения государства.
4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
Отказ во второй половине 80-х гг. от монополии государственной
собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-
директивной финансовой политики СССР. Невозможность управления финансовыми
отношениями в негосударственном секторе экономики административными
методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой
политики. К сожалению, в тот период это не было осознано государственными
органами. Желание управлять по-старому при отсутствии объективных условий
привело к кризису всей финансовой системы. Свидетельством этого кризиса
являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и
сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего долга государства,
наличие большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в
народном хозяйстве, значительные суммы непроизводительных расходов и
потерь, рост незавершенного строительства, кризис платежных отношений
государства во внешнеэкономической сфере.
В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая
политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и
системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение
финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством.
Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема
финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в
кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и
звеньях финансовой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная
часть общества несла материальные потери в связи с реформой
ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной
платы.
Основа современной финансовой политики — это признание свободы
предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм
хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к
смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и
государственных хозяйствующих субъектов.
На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.
Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными
отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на
налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все
экономические субъекты получают единые правила распределения созданных
финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.
Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут
плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов
возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном
зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей
задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных
аспекта.
1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.
Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей
промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на
содержание убыточных предприятий. При решении этих вопросов имеются крупные
недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного
финансирования и поступления доходов в бюджет. Это приводит к невозможности
профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым
способствует усилению напряженности в экономической и социальной сферах
жизни общества.
2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее
значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в
непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к
выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных
ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных
средств.
Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за
последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником
покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные
формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных
займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального
Банка.
Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену
централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на
реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое
развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется
система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем
предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов
Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.
Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет
изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме
вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более
широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для
этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок,
посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между
экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.
Широкое распространение получила система внебюджетных фондов
государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для
целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих
проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные
пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе
финансирования пенсионных расходов.
Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации
страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных
страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению
в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в
пользу последней.
Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому
органу управления — Министерству финансов пришла целая система
специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,
Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием
государственных органов контроля широкое развитие получил независимый
аудиторский финансовый контроль.
Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный
характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию
финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита
федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет
внутренних и внешних источников не тормозило экономическое развитие страны
в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего
этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная
сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.
В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная
на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов
бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового
бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных
налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,
увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного
перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.
Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление
контроля за соблюдением налогового законодательства.
Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки
экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а
также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на
инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных
высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности
государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на
поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с
постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к
долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению
государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных
ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в
рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения
инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики
государства.
Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды.
Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств,
обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.
Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской
Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86