органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти,
подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти
субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических
лиц.
Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей
государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы
собственности) представления документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и
представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение
Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять
предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть
рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно
не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и
контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в
том числе финансовых.
На основании Конституции РФ и Закона "О Совете Министров —
Правительстве РФ" Правительство РФ контролирует процесс разработки и
исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области
финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность
подведомственных им специальных органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на
основании Постановления от 19 августа 1994 г. ), Положение о Федеральном
казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г. ). При
Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд
контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны
исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое
не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той
или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин
осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и
средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного
контроля; контролирует направление и использование государственных
инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных
нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального
бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления ими соответствующей
отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по
назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое
Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в
стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности.
Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые
средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ
предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и
использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ
осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального
казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря
1992 г1.
Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах
осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных
предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов
всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность
предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение
смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме
того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную
политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя
при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным
использованием государственных средств.
Задачи Казначейства:
контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе
его исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с Банком России за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и
финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных
документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на
предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального
бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в
банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, используемых не по назначению, с
наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка
России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае
несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов
средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере
действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам,
увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют
с, органами Государственной налоговой службы и правоохранительными
органами.
Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в
1993 г. была создана специальная государственная структура — Российская
финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение
конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за
счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация
контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.
В настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер
деятельности различных органов контроля за финансами со стороны
государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о
финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.
В России существует ряд специализированных органов финансового
контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов,
например, налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в
особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы —
обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся
Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также
государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного
самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые
инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый
контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная
налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,
координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими
контролирующими и правоохранительными органами.
Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с
налоговым законодательством проверять любые денежные документы у
юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и
сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать
соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и
правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для
извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения;
применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и
граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление
операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право
наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по
налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные
органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой
полиции, территориальные и местные органы ее.
Налоговая полиция решает задачи:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций;
защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств
при исполнении ими служебных обязанностей;
предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О
государственном страховом надзоре РФ" была образована служба
государственного надзора за страховой деятельностью.
В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную
Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы
страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора)
и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).
Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86