Финансы. Денежное обращение. Кредит

органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти,

подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти

субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических

лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей

государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы

собственности) представления документов, материалов и любой информации,

необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и

представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение

Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять

предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть

рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно

не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый

контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и

контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в

том числе финансовых.

На основании Конституции РФ и Закона "О Совете Министров —

Правительстве РФ" Правительство РФ контролирует процесс разработки и

исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области

финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую

деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность

подведомственных им специальных органов финансового контроля.

Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на

основании Постановления от 19 августа 1994 г. ), Положение о Федеральном

казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г. ). При

Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд

контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны

исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое

не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно

контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той

или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин

осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального

бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и

средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного

контроля; контролирует направление и использование государственных

инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных

нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального

бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного

расходования средств, а также непредставления ими соответствующей

отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по

назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в

стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию

аудиторской деятельности.

Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые

средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ

предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов

местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и

использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ

осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального

казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря

1992 г1.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах

осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных

предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов

всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность

предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение

смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме

того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную

политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя

при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным

использованием государственных средств.

Задачи Казначейства:

контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе

его исполнения;

контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых

операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

контроль совместно с Банком России за состоянием государственного

внутреннего и внешнего долга РФ;

контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и

финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, используемых не по назначению, с

наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка

России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае

несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов

средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере

действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам,

увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют

с, органами Государственной налоговой службы и правоохранительными

органами.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в

1993 г. была создана специальная государственная структура — Российская

финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение

конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за

счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация

контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

В настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер

деятельности различных органов контроля за финансами со стороны

государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о

финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.

В России существует ряд специализированных органов финансового

контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов,

например, налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в

особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы —

обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового

законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся

Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также

государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного

самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые

инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый

контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная

налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,

координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими

контролирующими и правоохранительными органами.

Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с

налоговым законодательством проверять любые денежные документы у

юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных

граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и

сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать

соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и

правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для

извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения;

применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и

граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление

операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право

наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по

налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные

органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой

полиции, территориальные и местные органы ее.

Налоговая полиция решает задачи:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых

инспекций;

защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств

при исполнении ими служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О

государственном страховом надзоре РФ" была образована служба

государственного надзора за страховой деятельностью.

В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную

Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы

страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора)

и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты