Финансы. Денежное обращение. Кредит

реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и

равноправия всех бюджетов;

установление регламента бюджетного процесса;

уточнение системы межбюджетных отношений;

укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных

бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке

государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной

стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного

дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива

финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.

Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за

финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических

лиц, оперирующих на этом рынке.

Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых

органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата

финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию

региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов

финансового управления в области аналитической, методической и

консультационной работы

Глава 5. Финансы и контроль

5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода

к рыночной экономике

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов

власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой

деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,

учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе

формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической

эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности

произведенных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других

видов контроля (экологического, санитарного, административного и др. ) он

имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает

весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления

финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть

практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической

категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства

охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном

уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый

контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как

государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;

финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех

уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью

государственных предприятий и учреждений, государственных банков и

финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства

негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения

денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие

обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при

расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также

соблюдение установленных правительством правил организации денежных

расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также

контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов —

собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических

финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов

инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой

отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь

процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который

включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии

производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом

разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск

путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой,

как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением

непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого

ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству

финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и

ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой

основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых

операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей

снижения издержек и максимизации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в

начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране

системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной

модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990

г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической

власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство,

Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба

страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена

структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник

аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый

контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и

других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового

контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием

предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со

стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР

со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

Если в условиях планово-распределительной системы преобладал

государственный финансовый контроль со стороны государственных органов

власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально

созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех

экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку со держание и

методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением

роли государства в экономике.

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более

концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за

стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и

использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение

государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного

финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных

организаций и т. д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону

предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение

профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному

контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному

анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств

при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Этому способствует и создание специальных контролирующих органов

представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов

происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных

проектов с привлечением специализированных консультационных фирм,

инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень

организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация — главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом

зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,

обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем

демократическому государству.

5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

времени проведения:

предварительный; текущий (оперативный);

последующий.

субъектам контроля:

президентский;

контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

контроль исполнительных органов власти;

контроль финансово-кредитных органов;

ведомственный;

внутрихозяйственный;

аудиторский.

сфере финансовой деятельности:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

контроль за денежной массой.

форме проведения:

обязательный (внешний);

инициативный (внутренний);

методам проведения:

проверки;

обследования;

надзор;

анализ финансовой деятельности;

наблюдение (мониторинг);

ревизии.

Содержание государственного и негосударственного финансового контроля,

действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его

осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим

основные формы и методы проведения финансового контроля.

• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения

финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты