реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и
равноправия всех бюджетов;
установление регламента бюджетного процесса;
уточнение системы межбюджетных отношений;
укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных
бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке
государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной
стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного
дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива
финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.
Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за
финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических
лиц, оперирующих на этом рынке.
Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых
органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата
финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию
региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов
финансового управления в области аналитической, методической и
консультационной работы
Глава 5. Финансы и контроль
5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода
к рыночной экономике
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой
деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,
учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль
за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе
формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической
эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности
произведенных расходов.
Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других
видов контроля (экологического, санитарного, административного и др. ) он
имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает
весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления
финансовых результатов.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть
практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической
категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства
охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном
уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый
контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как
государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;
финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех
уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью
государственных предприятий и учреждений, государственных банков и
финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения
денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при
расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также
соблюдение установленных правительством правил организации денежных
расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также
контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов —
собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических
финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов
инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой
отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь
процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который
включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии
производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом
разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск
путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.
Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой,
как правило, включает следующие элементы:
ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением
непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого
ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству
финансов страны, контролирующее поступление налогов;
контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и
ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой
основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых
операций;
службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей
снижения издержек и максимизации прибыли.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в
начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране
системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной
модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990
г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической
власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство,
Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба
страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена
структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник
аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый
контроль.
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и
других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового
контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием
предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со
стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР
со стороны законодательных органов.
Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.
Если в условиях планово-распределительной системы преобладал
государственный финансовый контроль со стороны государственных органов
власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально
созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех
экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку со держание и
методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением
роли государства в экономике.
1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более
концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за
стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и
использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение
государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного
финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных
организаций и т. д. и меняется его содержание.
2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону
предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение
профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному
контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному
анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств
при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Этому способствует и создание специальных контролирующих органов
представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов
происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных
проектов с привлечением специализированных консультационных фирм,
инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень
организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Отчетная документация — главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом
зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,
обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем
демократическому государству.
5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
времени проведения:
предварительный; текущий (оперативный);
последующий.
субъектам контроля:
президентский;
контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
контроль исполнительных органов власти;
контроль финансово-кредитных органов;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
аудиторский.
сфере финансовой деятельности:
бюджетный;
налоговый;
валютный;
кредитный;
страховой;
инвестиционный;
контроль за денежной массой.
форме проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний);
методам проведения:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансовой деятельности;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
Содержание государственного и негосударственного финансового контроля,
действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его
осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим
основные формы и методы проведения финансового контроля.
• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения
финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86