братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец,
мать, дед, бабушка и некоторые другие;
общедоступность, т. е. условия, определяющие право на ту или иную
пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни 70 лет
право на пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет, а женщины — в
возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст
для мужчин снижен до 50—55 лет, а для женщин — до 45—50 лет. Стаж,
необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин в 25 лет, для
женщин — 20 лет, а для занятых на тяжелых работах — он еще ниже;
установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда:
длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов,
связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит
свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную
плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной
платы;
большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это
пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению
здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-
интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и
автомобилями, протезирование и т. д.;
демократический характер его организации и управления. Большая роль в
этом принадлежит профессиональным союзам. Их представители участвуют в
работе комиссий по назначению пенсий и работе врачебно-трудовых экспертных
комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией
в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по
пенсионным вопросам при фабрично-заводских местных комитетах профсоюза.
Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные
комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов
власти.
До 1990г. в СССР основным источником социального обеспечения рабочих и
служащих был бюджет социального страхования, а колхозников —
централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и
централизованный союзный фонд социального страхования колхозников.
Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было
недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них
поступали из государственного бюджета.
С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона "О пенсионном
обеспечении граждан в СССР" все граждане стали обеспечиваться пенсиями за
счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из
этого фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения
полутора лет и ежемесячные пособия на детей до достижения ими возраста,
установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям,
повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом
зарплаты, содержание органов управления Фондом и некоторые другие расходы.
Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись
из фонда социального страхования. С принятием Верховным Советом РСФСР 20
ноября 1990 г. Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" действие союзного
Закона о пенсиях на территории России было прекращено.
В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми
на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и
пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за
поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР
были приняты Законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда
социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и
Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают
условия для социальной защиты населения в современных условиях.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются
непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет
их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии,
пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица
рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел,
Федеральной службы безопасности, Департамента внешней разведки, налоговой
полиции и их семьи и некоторые другие граждане.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство
инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на
протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание
им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных
средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы
социальной защиты населения. Следовательно, за счет бюджетных ассигнований
на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц,
потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение
отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или
других обстоятельств, предусмотренных законом.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и
социального развития РФ.
Затраты на социальное обеспечение систематически растут. Это связано с
совершенствованием пенсионного обеспечения, расширением сети и постоянным
улучшением условий для лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых
и инвалидов, профтехучилищах-интернатах и техникумах-интернатах для
инвалидов.
В целях улучшения работы по пенсионному обеспечению населения еще в
1994г. Правительством РФ (Постановление № 1039) был создан в составе
Министерства социальной защиты населения Департамент пенсионного
обеспечения. На него были возложены следующие функции: разработка
предложений по формированию государственной федеральной политики
пенсионного обеспечения и ее реализация во взаимодействии с органами власти
субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по
назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение
единообразного применения федерального пенсионного законодательства и
подготовка предложений по его совершенствованию; осуществление контроля за
правильностью назначения и выплаты пенсий; содействие развитию
негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и
военнослужащим сверхсрочной службы Российской Федерации, пограничных войск,
железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и
начальствующего состава органов МВД Федеральной службы безопасности,
Департамента внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится
соответствующими ведомствами.
Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности
пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
13. 2. Государственные пенсии
В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают
государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения
велика — оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 миллионов
престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.
В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис,
который был вызван резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся
принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии.
Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен. Реальное содержание
среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) сейчас в
несколько раз ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен
в 1992 г.
• В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное
обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания
предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в
августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской
Федерации, определяющую следующие основные цели пенсионной реформы:
реализация гарантированного Конституцией права граждан на пенсионное
обеспечение в установленных законодательством случаях;
обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы на основе
государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
адаптация системы пенсионного обеспечения к рыночным отношениям;
рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования
системы управления пенсионным обеспечением.
Исходя из этих целей реформа пенсионного обеспечения должна строиться
на следующих принципах:
каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в
предусмотренных Конституцией случаях;
каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному
пенсионному страхованию;
каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет
право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и
заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на
принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской
Федерации и отраслей экономики;
средства обязательного пенсионного страхования используются
исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и
нормам, установленным Законом. При этом часть этих средств централизуется и
перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан
независимо от их места жительства. Расходы на пенсионное обеспечение лиц,
не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет федерального
бюджета. Поэтому в процессе реформ необходимо пересмотреть практически все
основные принципы действующей пенсионной системы.
Концепция предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного
обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей
пенсионной системе. Завершение реализации целей и принципов реформы системы
пенсионного обеспечения предусматривается на третьем этапе, начиная с 1998
г.
В рамках Концепции реформы пенсионной системы 1 апреля 1996 г. принят
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
В соответствии с действующим ныне Законом о государственных пенсиях в
РФ выплачиваются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86