Финансы. Денежное обращение. Кредит

и т. д.

Третья — всеобщая форма стоимости, когда товар становится главной целью

производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился

получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной

необходимостью из товарной массы стали выталкиваться товары, выполняющие

роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха,

у племен Центральной Африки — слоновая кость. Однако на этой роли такие

товары задерживались не надолго, поскольку не удовлетворяли требованиям

товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям

эквивалентности.

В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение

длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот

процесс конструирования товара на роли всеобщего эквивалента — очень

сложный и длительный. Он определил появление четвертой формы — денежной

формы стоимости.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

- один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего

эквивалента;

- натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой.

Это означает, что потребительная стоимость товара-денег внешне

скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Для превращения товара в деньги необходимо:

а) общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, т.

е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный

товар-деньги;

б) наличие особых физических свойств у товара — денег, пригодных для

постоянной обмениваемости;

в) длительное выполнение товаром — деньгами роли всеобщего эквивалента.

Деньги возникли стихийно из обмена. В роли денег выступали разные

товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы — серебро и

золото. Деньги по своему происхождению — это товар. Выделившись из общей

товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства,

что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например,

золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять

эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство

товара — денег (золота) затрачено определенное количество общественного

труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым

товаром:

потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего

эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительной стоимости,

они имеют всеобщую потребительную стоимость, поскольку с их помощью человек

может удовлетворить любую потребность);

стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке.

Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый

владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается

в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе

товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое

усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим

эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял

систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы,

вначале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между

потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир

раскололся на две части: один товар — деньги и все остальные товары.

Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их

стоимость — на стороне денег. Товары, участвующие в обмене, выступают как

потребительные стоимости. Деньги становятся выразителем этих потребительных

стоимостей всех товаров через свою стоимость

Таким образом, особенность денег выражается в следующем:

деньги — это стихийно выделившийся товар; это особый товар, играющий

роль всеобщего эквивалента; деньги разрешили противоречия между

потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том

числе и деньгам.

1. 2. Функции денег

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях,

которые выражают внутреннюю основу, содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство

обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые

деньги.

Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент

измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары

соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство

товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами

общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и

золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этом

измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т. е. у

товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она

определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и

реализацию. В основе цен и их движения — закон стоимости. Цена товара

формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она

зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании

действительных денег цена на товары прямо пропорциональна стоимости этих

товаров и обратно пропорциональна стоимости денег. В связи с

несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно

отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен. (вверх и вниз) от

стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено

недостаточно, а каких — в избытке.

При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку

стоимость денег — золота была относительно постоянной. При бумажно-денежной

и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не

обладающих собственной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать

ценность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах одного и того же товара,

что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных

решений о производстве товаров. Количественная оценка стоимости товара в

деньгах, т. е. цена товара, обеспечивает возможность соизмерения не только

продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара

— серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров

необходимо свести их к одному масштабу, т. е. выразить их в одинаковых

денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется

весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную

единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются

существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем

остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от

количества общественного труда, затраченного на производство денежного

товара. Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как

фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого

металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с

масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц.

Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра.

В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания

денежной единицы.

При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной

единицы, приравненной к определенному количеству золота. В XX в.

наблюдается снижение покупательной способности денег, что выразилось в

уменьшении количества золота в денежной единице.

Ямайская валютная система, введенная в 1976 — 1978 гг., отменила

официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц стран —

участниц Международного валютного фонда (МВФ). Ныне официальный масштаб цен

этих стран складывается стихийно в процессе рыночного обмена путем

соизмерения стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г.

официальное соотношение рубля и золота не предусмотрено. В современных

условиях произошел процесс демонетизации золота, т. е. утрата им функций

денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из

внутреннего и внешнего оборота неразменными кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен

претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее

купюрность;

б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как

правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной

единице;

в) правила обращения наличных и безналичных денег;

г) валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из

спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

Господство знаков стоимости кредитных денег модифицирует функцию денег

как меры стоимости.

В условиях капиталистических отношений деньги обслуживают не просто

обмен товаров, а обмен производительного, товарного, финансового капитала,

выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным

капиталом в результате участия их в кругообороте промышленного капитала, в

процессе функционирования которого создается добавочная стоимость (прирост

капитала). Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство

товаров, а с другой, — создает условия для реализации товарного капитала,

включающего прирост.

Товарный капитал, созданный на предприятии, получил общественное

признание не в сфере обмена на рынке путем приравнивания товара к деньгам,

а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно

необходимый труд определяется в производстве через соизмерение товаров друг

с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры

стоимости кредитных денег находит выражение прежде всего непосредственно в

производстве до рынка.

Цена товара, определяемая общественно необходимыми затратами труда на

его производство и обращение, устанавливалась при золотом обращении на

рынке в соответствии с требованиями закона стоимости. При капитализме она

формируется в процессе производства с помощью приравнивания товаров друг к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты