3) организация регулирования и стимулирования экономических и
социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с
изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы управления
финансами.
Финансовая политика является составной частью экономической политики
государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и
направления использования, разрабатывается механизм регулирования и
стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера
деятельности государства, важнейшее средство реализации политики
государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать
специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и
финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться
изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых
тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование
обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической
политики — кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее
соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Типы финансовой политики.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики.
Использование того или иного типа финансовой политики связано с
особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы,
интересами правящих партий и социальных групп и господствующими
теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс
государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в
данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики
позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая;
планово-директивная.
До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая
политики была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д.
Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство
государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов,
обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в
основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и управление. Система налогообложения должна была
создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного
бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на
косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и
эффективны с точки зрения механизма их взимания.
Система управления финансовой деятельностью была проста и
сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве
финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в
XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро
встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда
обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем
большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется
переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были
положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его
последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования
государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с
ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый
механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости населения.
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся
государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации
безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально
изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог,
использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у
экономических субьектов доходов, используемых в виде сбережений, что
позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком
уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе
государственного кредита, на основе которого проводится политика
дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение
долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится
вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета
используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа
управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных
расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,
управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою
сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х
годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и
эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих
стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена
неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением
экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась
от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в
экономику и социальную область. Регулирование экономики становится
многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство
регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики,
структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения
объема перераспределения национального дохода через финансовую систему,
снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника
производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится
задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма применяются в различных странах, использующих как
кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к
их конвергенции.
• Планово-директивная финансовая политика применяется в странах,
использующих административно-командную систему управления экономикой.
Основанная на государственной собственности на средства производства
плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное
руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и
финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение
максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую
очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего
перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного
плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм.
Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при
помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с
государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у
государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального
изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый
доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи
налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством,
создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность).
Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного
остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению
государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом
определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то
есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм
государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий
изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось
при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем
размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные
средства населения, помешенные в систему сберегательных касс, также
направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно
такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в
установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система
местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в
бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень
доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им
из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86