При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная
Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме
того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на
предстоящий год:
1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов
бюджетов РФ;
2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в
абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия
дефицита;
4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам
обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и
утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении
Государственная Дума может:
передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению
основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки
согласованного варианта;
вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную
комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального
бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального
бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную
Думу.
По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении
принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на
предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого
бюджета.
При рассмотрении проекта федерального бюджета в о втором чтении
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам
бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов
федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении
Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации,
федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по
разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального
бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому
виду расходов.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к
законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и
дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы
законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете
на предстоящий год" в соответствии со статьей Конституции РФ в течение пяти
дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него
проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в
течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения
Советом Федерации этого закона обе палаты Парламента могут создать
Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего
Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации
закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105
Конституции РФ).
Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание Закона
Президентом отводится 14 дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон
и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в
установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении
Закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не
менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию
Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции
РФ).
В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года
Государственной Думой принимается Федеральный закон о финансировании
государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего
года.
Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов
соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта
бюджета, утверждения его устанавливаются представительным органом власти в
Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации
самостоятельно в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетных прав и
прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ и
других субъектов РФ, местных органов самоуправления" (от 15 апреля 1993 г.
№ 4807-1).
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета
законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ.
Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными
органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного
процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В
процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить
изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной
бюджетной классификации. Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение
полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в
целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах
утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который
утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет
повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении
режима экономии в расходовании средств также более полного привлечения
налоговых доходов.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета,
образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах,
зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она
используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах
и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за исключением
случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ
проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также
Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом
РФ и их органами на местах.
При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически
обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного
федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и
расходов — основному оперативному плану распределения доходов-расходов по
подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам,
статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других
платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись
федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой
потребители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства
(главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т. е.
средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.
• Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на
новую структуру Минфина РФ — Федеральное казначейство РФ. Система органов
Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального
казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на
местах.
Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного
управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и
взаиморасчетов между бюджетами. Казначейство информирует высшие
законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления
РФ ежемесячно, а министра финансов РФ — ежедневно о результатах исполнения
федерального бюджета РФ, иных финансовых операций Правительства РФ, а также
о состоянии внебюджетных фондов.
Органы Казначейства осуществляют:
- контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и
расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и
государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих
фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых
ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах
установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным и исполнительным органам
государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях
Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных
фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы;
- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными
банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Функции Главного управления Федерального казначейства МФ РФ:
- организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и
государственных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;
- доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры
ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами
территориям РФ;
- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ и
государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
- организует распределение в установленных размерах доходов между
федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации, а также передачу
средств в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным
налогам и доходам:
- осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86