которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить
достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как
кредитора на международной арене остается свернутой и в основном
ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета
выступают российские предприятия и организации—юридические лица и органы
исполнительной власти субъектов РФ.
Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими
структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента
РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет
средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.
Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового
года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по
государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на
проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым
кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и
приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и
за рубежом.
В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств
краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора
о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ
через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их
аппарат на местах.
Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой
характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные
счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно
конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных
материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае
выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ
принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за
пользование ссудой.
Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным
организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и
международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как
кредитором.
Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-
участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты
государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных
платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным
кредитам.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ
выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х —
первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в
качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой
деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор
задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка
СССР тех лет 1 долл. равнялся 0, 67 руб. ). Долги стран СНГ Российской
Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате
неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993
г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в
эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты,
переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы
кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет
процентов. По состоянию на март 1996 г. государственные долга стран СНГ
составляют (в млн. долл. ): Армении — 92, 6, Белоруссии — 470, 2,
Таджикистана — 254, 5, Узбекистана — 486, 8, Молдавии — 122, 3, Украины —
2703, 9, Киргизии — 134, 3, Казахстана — 1318, 0, Грузии — 147, 4,
Азербайджана — 81, 5.
8. 7. Займы территорий
В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным
органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих
банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер
соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств
соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ.
Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает
многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и
таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная
деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.
Начиная с марта 1992 г. по сентябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ
зарегистрировано свыше 90 проспектов эмиссии займов органов местного
самоуправления и субъектов Федерации на сумму свыше 5, 7 трлн. руб. по
номиналу. Причем некоторые из них сумели разместить по нескольку займов.
Наибольшее количество эмиссий приходится на Московскую, Нижегородскую,
Ленинградскую, Оренбургскую и Кемеровскую области.
Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные
займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют
среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12
месяцев) — 21%.
По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:
- инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов,
жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);
- социальные (финансирование социальных программ, решение экологических
проблем);
- бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности
перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).
Виды ценных бумаг: облигации со сроком погашения более одного года и
краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года.
Последние в свою очередь делятся на долговые обязательства по типу ГКО, то
есть дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме,
казначейские сертификаты, краткосрочные конвертируемые долговые
обязательства и казначейские обязательства, аналогичные КО, выпускаемые
Минфином РФ.
Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за
исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были
администрация города и АО "ГАЗ". Случаи дополнительного обеспечения займов
гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может:
либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов
бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо
строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ
Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.
Объем эмиссии. Максимальный объем — 2, 1 трлн. руб. выпустило
правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация
Пушкинского района Московской области.
Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы
построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней
бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих
на территории страны.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В
унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального
правительства;
- бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ,
провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России;
- местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не
входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не
включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в
федеральный бюджет.
Государственная бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось
ранее, состоит из трех звеньев и включает:
республиканский (федеральный) бюджет;
21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и
областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,
сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
• Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах
единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов,
входящих в государственную бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой,
использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной
документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой
социально-экономической и налоговой политикой. Принцип полноты означает,
что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в
их полном объеме. Реальность означает правдивость бюджетных показателей.
Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов
об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ,
консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания
Президента РФ. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием
собственных источников доходов и правом определять направления их
использования. К собственным источникам доходов относятся закрепленные
законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по
регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86