Финансы. Денежное обращение. Кредит

городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост

крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз

выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских

бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных

бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов

отражаются на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами

деятельности территориальных органов власти являются разработка и

осуществление планов экономического и социального развития на

подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в

новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-

коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут

расширение расходов территориальных бюджетов. Возрастание расходов связано

как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание

объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов

территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и

подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так,

республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена

подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового

хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное

хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В

ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в

основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть

расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

• В настоящее время одним из главных направлений использования

финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной

производственной базы как основы для получения в будущем собственных

доходов.

• Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-

культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования

и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов

является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные

мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют

от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах —

от 60 до 80%.

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия

наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и

науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением

научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам

градостроительства, комплексного развития административно-территориальных

единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

• Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов

территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы

имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного

хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением

стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического

оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению

коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост

крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также

важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Не следует

игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности

жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших

масштабах развиваются коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

• Развитие производительных сил, рост производства новых видов

химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства,

увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на

природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно

сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь,

увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей

среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов

территориальных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды

производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом

предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к

снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это

ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме

того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей

среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда

скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе

за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих

бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения

и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите

водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной

деятельности.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших

городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование

выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать

монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость

работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из

городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские

территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной

основе между городскими специализированными организациями по

благоустройству, жэковскими организациями, кооперативами. Конкурсность и

состязательность между, ними не только будут содействовать экономии

средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие

территорий

Важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест,

развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры

являются средства предприятий и хозяйственных организаций.

Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных

для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли,

которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За

счет средств этих фондов предприятия имеют возможность удовлетворять

коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.

Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на

содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-

бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся жилищный фонд,

коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря,

дома отдыха, санатории и т. д. За счет прибыли промышленных, строительных,

транспортных и других предприятий осуществляется покрытие убытков

ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходов на содержание

социально-культурных учреждений.

Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как

правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению

нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и

увеличения эксплуатационных расходов. Однако территориальные органы власти

не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает

их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им

территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые

ресурсы на общегородские мероприятия.

Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их

предприятий, уровень производительности труда и т. д. в значительной

степени зависят от состояния социальной инфраструктуры города. Поэтому

промышленные предприятия берут на себя заботы по прокладке и поддержанию

дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещению и озеленению прилегающих

к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и

другие коммуникации. Во многих городах для координации такой помощи созданы

советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого

предприятия в финансирование общегородских мероприятий.

• В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах

широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов

инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом

потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности,

недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных

инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство

небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов было

посильно многим, в том числе и мелким предприятиям. Современные объекты

социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и

требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для

отдельных предприятий-зайстройщиков.

Выходом из такого положения стало объединение на долевых началах

средств предприятий для строительства объектов инфраструктуры. Все чаще

средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных

бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и

перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных

органов власти, более рациональному их использованию, комплексности

застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и

социального эффекта от вкладываемых средств.

Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных

отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения

себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по

пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия

но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и

коммунально-бытового назначения. А это усиливает нагрузку на местные

бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.

Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты