Финансы. Денежное обращение. Кредит

республик находились в двойном подчинении — Правлению Госстраха и

Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы

была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно

изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного

дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для

активного развития страхования.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле.

Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют

акционерные страховые компании, получившие лицензию на. проведение

страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около

трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование

и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку

степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных

бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российских

страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день

отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операции по

страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц,

страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней,

страхованию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая

компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего

функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон

общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов

общества. Успешно работают такие акционерные страховые общества, как АСКО,

Ингосстрах, "Роено", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые

компании.

• Финансы предприятий различных форм собственности (государственные,

муниципальные, акционерные, частные, арендные и др. ) составляют основу

финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От

состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение

страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою

деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы

предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным

источником производственного и социального развития трудовых коллективов

становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью,

самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему

усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные

фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в

том числе и ресурсы финансового рынка.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но

вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и

финансовые результаты работы.

Глава 4. Управление финансами и финансовая политика

4. 1. Управление финансами

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют

высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и

Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и

утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его

исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах,

сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный

размер государственного внутреннего и внешнего долга.

• Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает

Министерство финансов России и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

разработка и реализация стратегических направлений единой

государственной финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного

воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление

мер по развитию финансового рынка;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-

экономического развития РФ;

разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных

кредитов;

совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и

отчетности;

осуществление финансового контроля за рациональным и целевым

расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных)

внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных

прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами

исполнительной власти определяет потребность в государственных

централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их

между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными

фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза

консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений

от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из

федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных

федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной

службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой

политики и налоговой системы;

принимает участие в определении ценовой политики;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности

в стране;

разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет

выпуск государственных внутренних займов РФ;

разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с

международными финансовыми организациями;

разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются:

бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;

отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и

строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства

пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др;

иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных

ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства

финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее

за кассовое исполнение бюджета.

• Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью

взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Государственную

налоговую службу РФ и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

действовать в строгом соответствии с законодательством;

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по

вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов

в бюджет и во внебюджетные фонды;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

проводить проверки налогоплательщиков;

ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального

Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других

платежей в бюджет;

информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты

предприятиями налогов;

осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно

изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана

работа Департамента налоговой полиции РФ. Сфера Департамента налоговой

полиции —предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений,

оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового

законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых

инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при

исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и

пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых

полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в

установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и

осуществлять проверки, оформляя их актами.

Позднее Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную

службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право

возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное

следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на

уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и

должно повысить собираемость налогов. За поступление таможенных пошлин

ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который

обязан:

проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными

органами;

проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов,

взимаемых таможенными органами;

приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при

неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов,

предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением

налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ,

правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение

имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм

собственности — финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной системы, централизованно

планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил

должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент

приобретает первостепенное значение.

В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е гг. наибольшее

воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают

интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты