мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет
непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т.е.
всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности
рассмотрения, конкретности истины и др.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через
ее основные понятия - категории и законы.
Законы и категории материалистической диалектики.
Термин "категория" (от греч. категория - высказывание, свидетельство,
указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают
наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной
действительности и познания.
ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений,
обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок
причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные
отношения.
Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают
всеобщие, общие и частные законы.
фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон
единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода
количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро
диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник
диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому
предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся
во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу.
Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения,
саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и
его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные
понятия, как тождество, различие, противоположность.
Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне
присущи тождество и различие.
ТОЖДЕСТВО - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к
другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой
предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой.
Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает
определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры,
совершает закономерное движение.
РАЗЛИЧИЕ характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и
другим вещам в силу ее изменчивости.
Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно.
Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в
таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет
содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в явлениях, процессах, предметах,
сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в
определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме
существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе
- процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость,
возбуждение и торможение и т.д.
Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых
диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является
необходимостью.
На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не
тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения
противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество
неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4)
противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение
новых противоречий.
Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди
этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия,
имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду.
Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.
ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это противоречия между взаимно
противоположными элементами, образующими данную конкретную систему.
Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи
могут принять характер противоречия. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это
противоречия данной системы с окружающими ее системами.
В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит
внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.
Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы
противоположностей проявляется в следующем:
1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то
имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне
присущи данной конкретной системе;
2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их
единство условно, временно, преходяще, относительно;
3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно
развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не
благодаря единству противоположностей - это закон;
4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга.
Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях
превратиться в свою противоположность;
5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных
ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей,
устойчивости предметов, равновесия сил.
ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Закон
показывает, как, каким путем возникает новое. Начнем с категорий
"качество", "количество" и "мера".
КАЧЕСТВО - это определенность объекта, представляющая собой целостную и
относительно устойчивую совокупность его специфических признаков,
характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру,
песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком,
синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но
если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в
преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.
КОЛИЧЕСТВО - это характеристика различия внутри данного качества или
одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют
однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей
оси и Солнца и т.д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что
Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Мер-курий
делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета
Плутон - за 90700 суток.
В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной
или количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета
недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.
МЕРА - это интервал, в котором данное качество остается самим собой.
Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что
количественные различия внутри данного качества не могут превысить
определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих,
точных границ. Это заметили еще древние. В софизме "Лысый" говорится, что
потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, -
лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым.
Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.
При выходе количественных параметров изменений за границы определенной
меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса.
Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо
иным путем? Нет. В этом суть закона.
Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним
из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в
развитии, которое происходит скачкообразно.
СКАЧОК - это момент, форма, способ перехода одного качества в другое,
это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных
изменений.
Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей
природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового,
и о сопротивлении старого.
Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от
условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их
можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания.
Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания
значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие
скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т.д.
Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно
спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на
Земле; становление человека; получение высшего образования и тд.). Это
постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития
могут протекать довольно интенсивно, бурно.
При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода
количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как
эволюция, революция, реформа.
Понятие "эволюция" в диалектическом материализме употребляется в
широком и узком смысле слова.
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ - это весь процесс развития, включающий не
только количественные, но и качественные изменения, в т.ч. и революции.
В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает как период, предшествующий революции,
ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после
утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и
качественные изменения.
Понятие "революция" сегодня применимо в основном к общественным
явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.
РЕВОЛЮЦИЯ - это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой
его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.
Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта
противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо
уметь определить в каждом конкретном случае.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Этот закон диалектики органически связан с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93