ДУМАЕТ О ВЕЧНОСТИ. Время человеческого существования выпадает из вечности,
спрессовывается в настоящем "здесь" и "сейчас". Связь с традицией
практически прерывается и формируется цивилизация, которую русский
религиозный философ Н. Ф. Федоров называл "цивилизацией молодых". Она
характеризуется забвением долга перед отцами, предками, возвеличиванием
поколения молодых, сынов, которые в своей гордыне пренебрегают опытом
прошлого, надеясь только на свои силы и формируя свои ценности. Возникает
принципиальное непонимание между старым и новым поколениями: рвется связь
времен. Человек живет только суетной жаждой устроить жизнь "здесь" и
"сейчас", насытиться ею перед смертью, за которой - пустота и тлен.
4. Уверовав в силу своего разума, ЛЮДИ УВЕРОВАЛИ В СВОИ СПОСОБНОСТИ
ИЗМЕНЯТЬ МИР, опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом.
Формируется убеждение в том, что предназначение человека состоит в
переделывании неподлинного мира. Так, в известном 11-ом тезисе о Фейербахе
Маркс писал, что философы раньше лишь различным образом объясняли мир,
тогда как депо заключается в том, чтобы изменить его. Но что же можно
изменять? То, что же создано Богом, т.е. не вечно, рукотворно. На мир
перестали смотреть как на Божественный порядок: все превратилось в поле
конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не
человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменить
невозможно: его можно только объяснить.
Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общество)
способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству
социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, учения
анархистов, теории научного социализма - все они исходили из предположения
о возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и
предметно-деятельностных сил человека.
5. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ, ЗАДАВ СВОЕОБРАЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. ПРИВЕЛ К ГОСПОДСТВУ МАТЕРИАЛИЗМА, НО НЕ ПРОСТО В
ТЕОРИИ, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЖИЗНИ. Материальные потребности стали ведущими,
доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая
и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес.
Активизировалась человеческая деятельность, ориентированная на пользу и
экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования
стали материальные потребности.
Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРОИЛОСЬ НА УВЕРЕННОСТИ
ЧЕЛОВЕКА В СВОЕЙ АВТОНОМИИ, на убеждении, что он сам, самостоятельно
формирует свою духовность и ее высшую форму - сознание. В условиях отказа
от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности
человеку оказались ненужными трансцендентные акты, т.е. умение выходить за
пределы чувственного опыта.
Трансцендентность - это вечный бой с инстинктами, попытка возвыситься
над собой, перестроить свое существование по типу должного. Некоторые
философы считают, что в наше время на планете имеются целые народы с
угасшей трансцендентностью, среди которых называют и американский
континент. Главная тема политических дискуссий в Америке - вопросы,
связанные с экономикой: прибыль, распределение бюджета, налоги и т.д.
Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределы материально-
экономических отношений и устройства социального комфорта.
СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В XX В. СОХРАНИЛ ЛИ XX ВЕК ВЕРНОСТЬ АНТИЧНОЙ
ТРАДИЦИИ?
ОТКАЗ ОТ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ В ПОНИМАНИИ БЫТИЯ ИМЕЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ. Отказавшись от Бога ("Бог умер" - Ницще), не надеясь более на
разум, человек XX в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ
тепа, сменивший культ духа и разума, а это - главный признак язычества.
Язычество, или, вернее, неоязычество конца XX в. быстро распространилось по
планете благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.
Ночные эротические и порнографические телепрограммы взяли на себя
своеобразную функцию организаторов массовых оргий на манер дионисейских, но
с несравненно большим количеством участников.
ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В XX в. ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО НОВУЮ
ПОСТАНОВКУ ВОПРОСА О БЫТИИ, НО ПЕРЕСМОТР СТИЛЯ И ПРА-ВИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Появилась ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА. Она представляет собой ОТКАЗ
ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЯВНЫМ ТОТ ФАКТ, ЧТО В МИРОВОЗЗРЕНИИ
ЛЮДЕЙ. В ИХ МЕНТАЛИТЕТЕ ПРОИЗОШЛИ ГЛУБИННЫЕ ПОДВИЖКИ-ИЗМЕНЕНИЯ. Постмодерн
в философии - это трансформация классического образа философии. Поэтому
нельзя считать, что постмодерн пришел на смену модерна и что в
хронологическом порядке он есть нечто, возникшее после модерна. Постмодерн
в философии живет рядом с классикой, как Кьеркегор жил рядом с Гегелем,
принял его диалектику, чтобы потом разрушить ее.
Ставится ли проблема бытия в философии постмодерна, а если - да, то как
она решается? Чтобы ответить на данный вопрос, вернемся в древнюю Грецию.
Парменид ввел в философию проблему бытия как чего-то устойчивого,
неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Но в это же
самое время другой философ - Гераклит - предложил грекам иное толкование
бытия. Он заявил, что бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс,
развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они, как нам известно,
предпочли парменидовскую трактовку бытия.
Несколько огрубляя проблему, можно сказать, что ПОСТМОДЕРН ВОСТРЕБОВАЛ
ГЕРАКЛИТОВСКУЮ ВЕРСИЮ БЫТИЯ. ЧТО СРАЗУ ЖЕ ПОВЛИЯЛО НА СЛОЖИВШИЕСЯ
ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЕГО
СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ: философские тексты потеряли границы,
отличающие их от иных текстов, например, художественных.
Итак, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ НЕ НАЧИНАЕТ,
А ЗАВЕРШАЕТ СТАРУЮ ЛИНИЮ РАЗВИТИЯ ТОЙ КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ "БОГ УМЕР".
Подлинно же новое толкование бытия в философии будет возможно в том случае,
если сформируется мировоззрение, в корне отличное от современного. Но это
вопрос будущего.
БЫТИЕ KAK ПРОБЛЕМА
Все сказанное выше поворачивает бытие к нам еще одной стороной. Как
узнать, существует ли тот или иной объект, то или иное явление? Где
критерий реальности? (Можно заключить, что существует мера бытия чего-либо.
Пример ее применения в нашей обыденной жизни, увы, — «мера сознательности»
или даже «мера совести».)
Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная
мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную
реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в
состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех
способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной
достоверности.
Существование реальности трансцендентной, например бытие •Бога, есть
чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже
рассматривалось. Философы придерживаются разных мнений относительно того,
возможно ли в принципе — с точки зрения логики — такое доказательство. Для
религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где
опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной
«эмпирической»). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему —
разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и
личная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, скажем, украсть
и другое •— осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели
становится бытием в виде реального факта.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это
относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например,
экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и
информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим
представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но
ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления
существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому
можно сказать, что ;само представление о сверхъестественном характере этих
явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием
их сущности.
Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного
разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешку. ' Вообще, естественным
мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно
известным современной науке законам, т.е. то, что вписывается в исторически
сложившуюся на сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком
•смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» — соответственно
недооценивать.
Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и
смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и
реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах
некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную
область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.
Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из
области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный
статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п.
существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало
убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под
влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда
одногоединственного электрона, или появления глубокой теоретической
концепции — двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия
«овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный
смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современников понятие
эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро
«развеществилось» после создания теории относительности. Нынешний
онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в
параграфах, посвященных пространству и времени).
Художественное реально совершенно по-особому, несводимо к физическому и
вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить
природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути
своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93