Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

ДУМАЕТ О ВЕЧНОСТИ. Время человеческого существования выпадает из вечности,

спрессовывается в настоящем "здесь" и "сейчас". Связь с традицией

практически прерывается и формируется цивилизация, которую русский

религиозный философ Н. Ф. Федоров называл "цивилизацией молодых". Она

характеризуется забвением долга перед отцами, предками, возвеличиванием

поколения молодых, сынов, которые в своей гордыне пренебрегают опытом

прошлого, надеясь только на свои силы и формируя свои ценности. Возникает

принципиальное непонимание между старым и новым поколениями: рвется связь

времен. Человек живет только суетной жаждой устроить жизнь "здесь" и

"сейчас", насытиться ею перед смертью, за которой - пустота и тлен.

4. Уверовав в силу своего разума, ЛЮДИ УВЕРОВАЛИ В СВОИ СПОСОБНОСТИ

ИЗМЕНЯТЬ МИР, опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом.

Формируется убеждение в том, что предназначение человека состоит в

переделывании неподлинного мира. Так, в известном 11-ом тезисе о Фейербахе

Маркс писал, что философы раньше лишь различным образом объясняли мир,

тогда как депо заключается в том, чтобы изменить его. Но что же можно

изменять? То, что же создано Богом, т.е. не вечно, рукотворно. На мир

перестали смотреть как на Божественный порядок: все превратилось в поле

конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не

человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменить

невозможно: его можно только объяснить.

Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общество)

способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству

социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, учения

анархистов, теории научного социализма - все они исходили из предположения

о возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и

предметно-деятельностных сил человека.

5. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ, ЗАДАВ СВОЕОБРАЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. ПРИВЕЛ К ГОСПОДСТВУ МАТЕРИАЛИЗМА, НО НЕ ПРОСТО В

ТЕОРИИ, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЖИЗНИ. Материальные потребности стали ведущими,

доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая

и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес.

Активизировалась человеческая деятельность, ориентированная на пользу и

экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования

стали материальные потребности.

Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРОИЛОСЬ НА УВЕРЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕКА В СВОЕЙ АВТОНОМИИ, на убеждении, что он сам, самостоятельно

формирует свою духовность и ее высшую форму - сознание. В условиях отказа

от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности

человеку оказались ненужными трансцендентные акты, т.е. умение выходить за

пределы чувственного опыта.

Трансцендентность - это вечный бой с инстинктами, попытка возвыситься

над собой, перестроить свое существование по типу должного. Некоторые

философы считают, что в наше время на планете имеются целые народы с

угасшей трансцендентностью, среди которых называют и американский

континент. Главная тема политических дискуссий в Америке - вопросы,

связанные с экономикой: прибыль, распределение бюджета, налоги и т.д.

Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределы материально-

экономических отношений и устройства социального комфорта.

СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В XX В. СОХРАНИЛ ЛИ XX ВЕК ВЕРНОСТЬ АНТИЧНОЙ

ТРАДИЦИИ?

ОТКАЗ ОТ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ В ПОНИМАНИИ БЫТИЯ ИМЕЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ. Отказавшись от Бога ("Бог умер" - Ницще), не надеясь более на

разум, человек XX в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ

тепа, сменивший культ духа и разума, а это - главный признак язычества.

Язычество, или, вернее, неоязычество конца XX в. быстро распространилось по

планете благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.

Ночные эротические и порнографические телепрограммы взяли на себя

своеобразную функцию организаторов массовых оргий на манер дионисейских, но

с несравненно большим количеством участников.

ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В XX в. ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО НОВУЮ

ПОСТАНОВКУ ВОПРОСА О БЫТИИ, НО ПЕРЕСМОТР СТИЛЯ И ПРА-ВИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Появилась ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА. Она представляет собой ОТКАЗ

ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЯВНЫМ ТОТ ФАКТ, ЧТО В МИРОВОЗЗРЕНИИ

ЛЮДЕЙ. В ИХ МЕНТАЛИТЕТЕ ПРОИЗОШЛИ ГЛУБИННЫЕ ПОДВИЖКИ-ИЗМЕНЕНИЯ. Постмодерн

в философии - это трансформация классического образа философии. Поэтому

нельзя считать, что постмодерн пришел на смену модерна и что в

хронологическом порядке он есть нечто, возникшее после модерна. Постмодерн

в философии живет рядом с классикой, как Кьеркегор жил рядом с Гегелем,

принял его диалектику, чтобы потом разрушить ее.

Ставится ли проблема бытия в философии постмодерна, а если - да, то как

она решается? Чтобы ответить на данный вопрос, вернемся в древнюю Грецию.

Парменид ввел в философию проблему бытия как чего-то устойчивого,

неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Но в это же

самое время другой философ - Гераклит - предложил грекам иное толкование

бытия. Он заявил, что бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс,

развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они, как нам известно,

предпочли парменидовскую трактовку бытия.

Несколько огрубляя проблему, можно сказать, что ПОСТМОДЕРН ВОСТРЕБОВАЛ

ГЕРАКЛИТОВСКУЮ ВЕРСИЮ БЫТИЯ. ЧТО СРАЗУ ЖЕ ПОВЛИЯЛО НА СЛОЖИВШИЕСЯ

ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЕГО

СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ: философские тексты потеряли границы,

отличающие их от иных текстов, например, художественных.

Итак, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ НЕ НАЧИНАЕТ,

А ЗАВЕРШАЕТ СТАРУЮ ЛИНИЮ РАЗВИТИЯ ТОЙ КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ "БОГ УМЕР".

Подлинно же новое толкование бытия в философии будет возможно в том случае,

если сформируется мировоззрение, в корне отличное от современного. Но это

вопрос будущего.

БЫТИЕ KAK ПРОБЛЕМА

Все сказанное выше поворачивает бытие к нам еще одной стороной. Как

узнать, существует ли тот или иной объект, то или иное явление? Где

критерий реальности? (Можно заключить, что существует мера бытия чего-либо.

Пример ее применения в нашей обыденной жизни, увы, — «мера сознательности»

или даже «мера совести».)

Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная

мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную

реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в

состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех

способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной

достоверности.

Существование реальности трансцендентной, например бытие •Бога, есть

чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже

рассматривалось. Философы придерживаются разных мнений относительно того,

возможно ли в принципе — с точки зрения логики — такое доказательство. Для

религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где

опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной

«эмпирической»). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему —

разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и

личная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, скажем, украсть

и другое •— осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели

становится бытием в виде реального факта.

Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это

относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например,

экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и

информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим

представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но

ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления

существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому

можно сказать, что ;само представление о сверхъестественном характере этих

явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием

их сущности.

Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного

разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешку. ' Вообще, естественным

мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно

известным современной науке законам, т.е. то, что вписывается в исторически

сложившуюся на сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком

•смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» — соответственно

недооценивать.

Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и

смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и

реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах

некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную

область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из

области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный

статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п.

существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало

убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под

влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда

одногоединственного электрона, или появления глубокой теоретической

концепции — двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия

«овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный

смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современников понятие

эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро

«развеществилось» после создания теории относительности. Нынешний

онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в

параграфах, посвященных пространству и времени).

Художественное реально совершенно по-особому, несводимо к физическому и

вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить

природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути

своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты