их субъективных интересов (урбанизация, потребительские субкультуры,
политические партии и т.д.), более плодотворен в плоскости плюралистической
методологии.
Методологию формационного подхода рано отвергать. Задача состоит как
в ее модернизации, так и в сопряжении с цивилизационным подходом.
Наметившаяся тенденция по принципу "или-или", формационный или
цивилизационный подход, по сути, отвергает принцип соответствия, согласно
которому старая теория не отрицается полностью, поскольку она обязательно
чему-то соответствует в теории новой, представляет ее частный случай.
Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но
недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может
объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного
развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать
различие стран Запада и Востока.
Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть
решена через целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения
формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно
приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и
к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в
определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных
условиях.
Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение
общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве
и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких
антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов
обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.
Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история
человечества?
Итак, формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического
процесса предполагают (гласят):
1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный
исторический процесс смены формаций. Функционирование и время
существование формаций зависит от развития материального производства.
Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его
последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического
процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют
все другие (понимание в духе экономического материализма).
2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-
культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность
эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность,
направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае
формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным
субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к
совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих
«независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается
рамками экономической необходимости.
1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои
цели и интересы.
2. История – единство субъективного и объективного,
независима от воли и желания людей,
их история (Дальше у Ольги)
1. Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).
народ
роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные
ценности, играет определенную роль
выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы,
великие ученые, деятели литературы и искусства).
22. Метафизика как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два
подхода к развитию
Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были
названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля
статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по
физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части
философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о
первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все
названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность
абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по
терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из
положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия
Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы
возможного знания.
Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах
бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной
связью, озаглавил "Metа a tа physikб" ("после физики") его книгу о "первых
родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то
"первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В
современной западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется
как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод,
исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.
Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как
основная философская "наука" о началах всего сущего, М. на определённом
этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена
как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с
отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой
был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве
научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного
диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность
метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М." приобрело
указанный смысл и в терминологическом отношении.
Диалектика [греч. dialektikй (tйchnе) - искусство вести беседу, спор,
от dialйgomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях
становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве
и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля,
противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который
рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По
характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее
полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об
относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно
развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы:
стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения;
идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских
революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д.
как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно
обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.
Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,
человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и
ценностям и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к
вечности и ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и
проблем, которые не могут ни устаревать, не становиться актуальными.
Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.
Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.
Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону
физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода
человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к
метаэмпирической деятельности.
Аристотель в метафизике выделил 4 цели:
1) исследование первопричин или высших начал сущего
2) познание бытия, поскольку оно бытие
3) познание субстанции
4) познание о боге как сверхчувственной субстанции
Понятие метафизики было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н.
э., который издал сочинения Аристотеля
Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех наук и
как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни материальной
нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика рассматривается
Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания, страсть к
истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и
представляет собой самоценность. Метафизика=философия.
Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая реальность
сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал недоступную
предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает
вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством
чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:
1) видимый физический (феноменальный)
2) невидимый метафеноменальный или метафизический
Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством
истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок
метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть
субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь
наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.
От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.
Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное
место в философии личности.
В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он
утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и
говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и
последним, так как божественное милосердие проявило спасительную
предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать
рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на
первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он
считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.
Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и
божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,
добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93