и в обществе.
Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет
социальному миру. До него фактически мир представляли как
противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное
воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -
общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою
концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это
природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,
обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)
стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин
для разработки теории революционной деятельности.
Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,
что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой
концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если
результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с
его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло
отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не
производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то
(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного
производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления
отчужденности труда необходима социалистическая революция.
Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой
посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от
непосредственного производителя), но вторая посылка, что только
социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное
отношение к марксистской концепции в целом.
Карл Поппер, приняв в целом концепцию марксизма, вывод о
социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в
науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более
выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение:
что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза,
которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда
он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого
права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет
распределена более справедливым способом.
Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления
можно считать и с этим согласны абсолютно все:
* талантливую критику недостатков капитализма,
* тщательную проработку теории проблем практики,
* научное обоснование природы общественного.
Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в
более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.
Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и
умалению личностно-индивидуального.
Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если
это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.
Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым,
Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.
И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась
в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы,
общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление
общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.
Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-
материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус
философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские
положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук.
Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило
отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не
способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии
человечества.
После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения
и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой
философской науки.
33. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика,
схоластика.
Средневековая европейская философия - чрезвычайно содержательный и
продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с
христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот
период охватывает I-XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою
специфику:
Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение
философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно
служила ей. В образованных кругах того времени ее называли служанкой
богословия. Объяснялось это тем, что церковь в средние века
монополизировала образование и науку. Большинство ученых представляли
духовенство, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.
Философию средневековья характеризовал библейский ТРАДИЦИОНАЛИЗМ и
РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым
древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме
того, это была не просто "Книга книг" (в переводе в греческого библион
означает книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем
самым объект веры. Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала
многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.
Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога,
особое значение приобрела ЭКЗЕГЕТИКА - искусство правильного толкования и
разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была
"экзегетична". В своих формах. Это означало, что очень много внимания
уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием
истинности теории стало соответствие духу и букве Библии.
Философии средневековья была присуща ТЕНДЕНЦИЯ К НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ,
УЧИТЕЛЬСТВУ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и
воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма
философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного,
поддакивающего, алчущего знаний ученика.
В целом философия среневековья обосновывала возможность личного
спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в
космическом масштабе, была по духу оптимистична.
Базовые положения христианского вероучения со временем приняли форму
основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не случайно
средневековое мировоззрение -ТЕОЦЕНТРИЧНО (от греч. теос - Бог).
Главенствующая идея его - идея Бога. Отсюда и основной принцип религиозно-
философского теоретизирования - СУПРАНАТУРАЛИЗМ (от лат. супер-сверх и
натура - природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа и космос
определяют все сущее в мире, а СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО - БОГ. От него
целиком зависят и природа, и человек, и общество.
Верующие люди по-особому смотрят на смысл мироздания и человеческого
существования. Они как бы возвышаются над конечными житейскими и
историческими ситуациями, постоянно помнят о чем-то непреходящем,
абсолютном, вечном, находящемся за пределами всего земного, относительного,
временного, преходящего.
Супранатурализм как самая характерная черта христианского стиля мышления
пронизывала все части средневековой философской теории: онтологию (от греч.
онтос - сущее) - учение о бытии, антропологию (от греч. антропос - человек)
- учение о человеке, гносеологию - учение о познании, провиденциализм (от
лат. провиденция - провидение) и эсхатологию (от греч. эсхатос - последний,
конечный) - учение об историческом развитии.
В области онтологии теоцентризм раскрывается через принцип креационизма
(от лат. креацио - сотворение), в антропологии - через принцип
антропологизма, в гносеологии - через принцип богоуподобления, в философии
истории - через принцип провиденциализма и эсхатологизма. Остановимся
кратко на этих основных моментах христианского мировоззрения.
КРЕАЦИОНИЗМ. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из
"ничего", сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу.
Христиане трактуют Бога как абсолютное творческое начало. Ему приписывали
все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен,
неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является
источником всего сущего.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. В контексте религиозного мировоззрения - это
совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди
творений Бога. По христианскому вероучению, Бог сотворил человека не вместе
со всеми существами, а в специально для него выделенный, шестой, день.
Христианские философы, в соответствии с Библией, подчеркивают особое
положение человека в мире. Если все другие материальные системы и живые
организмы - лишь просто творения, то человек -венец творения. Более того,
он - существо, господствующее на земле.
Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой:
"Человек - образ и подобие Бога". Но "подобие" не означает копию. Ясно же,
что человеку нельзя приписывать ни всемогущество, ни бесконечность, ни
безначальность. Божественные качества человека, подсказывают христианские
богословы, - это разум и воля.
Свобода воли позволяет человеку выбирать добро и зло. Первые люди - Адам
и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем самым совершили
грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на нее
постоянно воздействует грехопадение. Причем, своими силами человек не
способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима
божественная помощь, действие божественной благодати (сипы). Соотношение
человеческой природы и благодати является центральной темой христианской
антропологии.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозная интерпретация истории как осуществления
божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел спасительно
направляет историю на достижение царства божия и недоступен человеческому
пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие
богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны, упадком,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93