языке статистических распределений и статистических законов (см.
Вероятностей теория). Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в
конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне
которой не существует ни одно явление действительности, в том числеи такие
события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются
статистические законы. Применительно к различным областям знания общие
принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физическом Д., органическом
Д., социальном Д. и т.п.).
Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского, Д. было то, что
он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же
трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа
случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистические связи
принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Связанный с метафизическим материализмом прежний Д. не мог быть
последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в
особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни
и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным
только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром
марксистской концепции социального Д. является признание закономерного
характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории
предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы
общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не
предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В
общественной жизни постоянно складываются различные возможности,
осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей.
Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает
способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности
вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д.
является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех
процессов предопределяется действием нематериального "целеполагающего
начала". Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й
четверти 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистических
закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность.
Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и
необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики,
раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире,
показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных
процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.
Эволюционная теория Ч. Дарвина, давшая материалистическое объяснение
относительной целесообразности в живой природе, развитие кибернетики,
создавшей учение о саморегулирующихся и самоуправляющихся системах, нанесли
сокрушительный удар по идеалистической телеологии, фатализму, учениям о
предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок
современного диалектико-материалистического Д.
Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях научного знания,
эффективным орудием постижения истины.
Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и
форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых
объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют
свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти
основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями
(иногда — действиями).
9. Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории
диалектики.
Исторические Формы и принципы диалектики.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу,
рассуждать. В современном понимании диалектика - это ТЕОРИЯ И МЕТОД
ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ МИРА И ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ
РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И МЫШЛЕНИЯ.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного
развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов
древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее
исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую
диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику
современности.
СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в
философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же
время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и
исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их
собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений:
"Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и
старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть
это".
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи.
Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики"
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах
Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство
обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он
же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический
метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от
низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях
многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за
ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг,
Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в
философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора,
беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод
познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его
изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные
превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и
утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении
основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В
диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие
окружающего мира определяется саморазвитием "абсолютной идеи", мистического
"мирового разума" в процессе рассуждения о самом себе.
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель -
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически
перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от
идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от
гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу
так: "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы
вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".
Для марксистской диалектики характерным является объективность
рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в
совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это
проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.
ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном
мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания
человека, ни от сознания человечества.
СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это движение и
развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную
диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная -
первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку
субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает
с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим
законам.
Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП
ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.
Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в
движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и
общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат
длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции
материального мира возник человек.
Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития?
Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к
сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс,
предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это
движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по
спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже,
богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник
развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и
явлениям.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи.
Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных
образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов.
Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими
взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так,
элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы.
Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до
галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и
явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому
чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А
поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то
многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи,
те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.
Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93