реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел
руководствовался 3 идеями:
– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с
объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -
задача логики.
– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,
прежде. всего в чувственных данных.
– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует
сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.
Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со
старой метафизикой.
Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась
книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более
настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в
языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается
совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет
с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то
его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений
выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных
предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с
фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано
ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.
Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический
акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому
логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука
(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей
(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только
проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять
требованиям философии неопозитивизма.
ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей
аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”
(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,
языка, прообразом которого для него является язык математической логики,
как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция
есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире
свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении
знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой
логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-
гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в
виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему
“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.
лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как
“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,
существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.
Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим
позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или
матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность
и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в
работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на
лингвистическую философию.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.
Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его
философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к
младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии
Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь
обосновал принципы материалистического мировоззрения.
Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А
подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.
Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его
неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,
нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог
объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться
от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и
творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к
человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную
силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод
Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению
превращает человека, включая и природу как его базис единственный,
универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил
антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он
сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой
выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и
человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум,
любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает
вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть.
Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и
взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность
различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение -
есть свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и
достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не
тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот
период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к
натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит
антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он
стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится
в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в
себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.
Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической
философии, материализма Маркса и Энгельса.
5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского
мировоззрения эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических
черт, которые отражают особенности появления и формирования нового типа
личности, обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом.
Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте,
Ботичели и это далеко не полный перечень имен.
Термин Возрождения понимается в двух смыслах:
Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания
мира.
Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в
безграничные возможности человека
Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было
провозглашено творчество Бога
Возрождение – самоценность и неповторимость человека
Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а
уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.
было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых
прошлого.
С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от
феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение
личности от феодальной, сословной зависимости.
Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с
расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой
частнопредпринимательского труда мануфактурным.
Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и
способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию
государственных монополий.
Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:
Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным
свойством разума.
Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в
искусстве.
Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со
свободой и гуманизмом.
Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между
антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и
чувством трагичности жизни.
Утверждается пантеистическое понимание мира.
Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский,
(занимал пост кардинала римской католической церкви) составил
географическую карту, предложил реформу Юлианского календаря. Высказал
мысль о решении задачи о квадратуре круга и о бесконечности вселенной на
основе диалектики максимума и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое
влияние оказал Сократ, который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто
понимает свое незнание». В учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный
для Платона дуализм бытия и небытия единого и бесконечного. Единому ничего
не противоположно, оно тождественно.
Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум.
Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не
противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во
всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому
максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.
Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным
существом. Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93