регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а, с
другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории
понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и
назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с ЭСХАТОЛОГИЕЙ -
религиозным учением о конце света, смысле и завершении земной истории,
конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества
(универсальная эсхатология). История изображается как процесс, направляемый
Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона ("царству божию").
У христианских мыслителей "царство божие" представляет собой мир истинного,
прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом.
Достижение "царства божия" - это конечная цель и смысл человеческого
существования.
Апокалипсические (в данном случае - пророческие) симптомы скорого конца
являются источником страха перед земными страданиями и посмертным
наказанием. Он принуждает христиан мириться с несчастьями и
несправедливостью, толкает к покаянию и питает религиозное рвение.
И, наконец, процесс познания как БОГОУПОДОБЛЕНИЕ. Поскольку в
христианском мировоззрении цель и смысл познания задаются потребностью
"спасения души", постольку конечной целью познавательных усилий человека
признается не знание объективного мира, а обретение человеком своего
первоначального "догреховного" облика: "образа и подобия Бога".
В "догреховном" состоянии, по описаниям христианских философов, человек
жил не сам по себе, а по-божески, находился в единстве с Богом, был
сопричастен сверхъестественному. Сущность же грехопадения, по их мнению,
как раз и состоит в том, что человек отдалился от Бога, захотел жить по
своим принципам и нормам, пожелал стать равным Богу.
Обретение человеком вновь божественного образа и подобия предполагает
отказ человека от своих претензий, от своей субъективности, от своего "Я".
Богоуподобление есть ничто иное как самоотречение человека, полный переход
его в подчинение Богу.
Формой же такого перехода является вера. Христианские философы
рассматривают ее как особую, сверхъестественную, познавательно-
мировоззренческую позицию субъекта. Согласно их учению, вера является
формой единения человека с Богом, каналом, через который Бог в качестве
мистической силы-благодати воздействует на его познавательные способности,
оздоровляет, оплодотворяет и совершенствует их. Божественная благодать в
христианской гносеологии выступает главным движущим началом и регулятором
познавательной деятельности.
Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования
В средневековой философии наблюдались два метода философствования:
мистический и схоластический. Мистический наиболее характерен для
патристики (от лат. патрес - отцы, подразумевается - отцы церкви) - ранней
христианской философии (I-VII) вв.), схоластический (от лат. схола - школа)
характеризовал второй период христианской философии (VIII-XV вв.).
В основе МИСТИЦИЗМА (от греч. мистикос - таинственный) лежало учение о
божественном проникновении в человеческое познание. Это учение берет свое
начало в философской системе крупнейшего представителя средневековой
патристики АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (354-430). По его мнению, ни человеческая
душа, ни веши сами по себе не содержат света. Они светятся отраженным
светом. Все видимо, все реально только через Бога. Бог - это солнце,
которое само невидимо, но делает все остальное видимым.
Не учением человеческим, утверждал Августин, а внутренним светом, а
также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к спасительной
вере. Религиозная вера, согласно его воззрениям, не предполагает
обязательного понимания тех или иных положений религии. Она не требует
никаких доказательных аргументов. Надо просто верить.
Вместе с тем Августин отчетливо осознавал ту важную роль, которую играло
рациональное познание. Поэтому он не отрицал необходимость усиления веры
доказательствами разума, ратовал за внутреннюю связь веры и разума.
Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера - таков
идеал августиновской апологетики (от греч. апологеомай - защищаю,
подразумевается защита христианского вероучения). Однако представленная
Августином теория о Гармонии веры и разума исключала какую-либо возможность
поставить веру в зависимость от разума. Решающую роль в его системе, без
всякого сомнения, играло откровение (в представлении верующих открытие
божеством сверхъестественным способом - знамение, видение и др. - своей
воли или каких-либо божественных истин).
Наряду с мистицизмом, огромным влиянием в средневековой философии
пользовалась СХОЛАСТИКА - философия, приспособленная для обучения народных
масс основам христианского мировоззрения. Она сформировалась в период
абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной
жизни Западной Европы. и являлась наследницей традиций христианской
апологетики, прежде всего философии Августина. Ее представители стремились
создать стройную систему христианского мировоззрения. В ней наличествовала
иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь. Одним из
самых характерных признаков схоластического метода философствования являлся
авториторизм. Схоластов, в частности, не волновало происхождение тех или
иных положений, которыми они оперировали. Для них главным было одобрение
этих положений авторитетом церкви.
В период расцвета схоластики (XI-XII вв.) на авансцену идейной борьбы
вышла светская культура. Церковь со временем перестала быть абсолютным
носителем образования и образованности. В этих условиях зародилось
свободомыслие. Оно складывалось как движение за десакрализацию (от лат.
сакрум - священный) определенных сфер жизнедеятельности человека, за
признание их автономии по отношению к религии и церкви.
Свое наивысшее выражение идеология средневекового свободомыслия нашла в
ТЕОРИИ ДВУХ ИСТИН или "ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ". Эта теория переносила проблему
соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии.
Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин,
согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и
наоборот. Другими словами, это была попытка утвердить независимость науки и
философии от теологии, признать их равноправное существование.
Руководство церкви всполошилось и обязало католических теологов найти
средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при этом возросший
авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви,
поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Не случайно вскоре
после смерти философа его учение католицизм признал в качестве
официального.
Краеугольным камнем всей громадной философско-теологической системы Фомы
являлась НОВАЯ, в сравнении с Августином, ВЕРСИЯ ТЕОРИИ О ГАРМОНИИ ВЕРЫ И
РАЗУМА. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму. Разум и
вера направлены к познанию одной и той же истины - Бога, но делают это по-
своему. Разум опирается на науку и философию, вера - на теологию.
Возможность гармонии веры и разума базируется на том факте, что Бог
открывается человеку двумя путями: естественным - через сотворенный мир - и
сверхъестественным - через откровение.
Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от
теологии и тем самым обосновал их относительную самостоятельность. Но такая
обособленность, по его мнению, отнюдь не означала полного отделения веры от
знания и знания от веры. Фома не признавал теорию "двух истин". Согласно
его учению, в науке и философии не может быть признано истинным то, что с
точки зрения теологии является ложным. В случае конфликта между ними
приоритет отдавался истинам откровения, превосходящим любые рациональные
доказательства.
Фома, таким образом, признавал ценность научного звания, рациональных
доказательств, но в то же время сохранял контроль теологии над наукой и
философией. Теология, по его утверждению, исходит из Бога и нисходит к его
творениям. Философия же восходит к Богу от его творений, т.е., как и
теология своим особым путем ведет к знанию Бога и, следовательно, дополняет
теологию. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания
же Бога, даваемые теологией, абсолютны.
Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в
наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и номинализма.
"Реализм" в его средневековом понимании не имеет ничего общего с
современным значением этого термина. ПОД РЕАЛИЗМОМ ПОДРАЗУМЕВАЛОСЬ УЧЕНИЕ,
СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ ТОЛЬКО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ
УНИВЕРСАЛИИ, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.
Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой
мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий
разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что
иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов, например, для
Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью
разума, так как лишь разум способен постигать общее.
Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА. Термин
"номинализм" происходит от латинского слова "номен", что значит "имя".
Согласно номиналистам, общие понятия - только имена. Они не обладают
никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и
образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого
ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие
"человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей
и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все
люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие
человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо,
наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов,
универсалии существуют не до, а после вещей.
Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин
(ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем
звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только
иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93