символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается
интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то
у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно
способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть
врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -
знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть
незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и
противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон
определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким
комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть
сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь
и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем
2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и
инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии
Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме
потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.
И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.
65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология
знания.
Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного
общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения
утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные
общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что
обусловливало:
1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-
математическому естествознанию.
2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического
знания, приносящего пользу производству.
Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и
эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.
С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному
феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.
Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую
связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и
обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со
сдвигами, происходящими в обществе.
Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.
Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на
изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –
настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих
недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру
(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех
способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней
основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).
Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными
впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими
законами природы и фактами действительности.
У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь
воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через
творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в
философии выделяются:
. учение о Божестве
. учение о природе
. учение о человеке
Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:
. теоретическую философию (причины явлений и процессов)
. практическую философию (результат)
К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,
ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:
индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих
методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и
светоносный – позволяющий познать природу.
Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По
мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но
и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая
направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и
опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила
считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.
Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай
за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что
философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь
к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:
1.
2. создающие базу для чего-либо иного.
Декарт: «Я мыслю – значит я существую».
Философия имеет две части:
1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)
2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).
Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,
ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …
Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на
«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в
органическую деятельность, освободив ее от случайностей.
Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт
считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.
Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех
вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто
аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и
следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется
посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического
метода. Гоббс – материалист.
Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,
Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в
себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой
вещью, из которой она должна быть образована.
Ум – субстанция, составляющая сущность всего.
Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется
через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из
многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –
противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….
Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,
природа вечна и бесконечна.
Основу философии Лейбница составляет учение о множественности
субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают
функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,
осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –
непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,
созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –
суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и
одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе
космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается
гармония жизни и мира в целом.
Теория познания в философии Нового времени.
По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным
восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к
чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким
образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и
заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об
истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые
определяют знания:
Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,
что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства
и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение
человека миром искривленное и обезображенное)
Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны
роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных
черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения
книг, мнения авторитетов.
Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова
ставятся в соответствие и рождается…
Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов
философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также
аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.
Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –
муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,
производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.
Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.
Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.
Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,
что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,
воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В
познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.
Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные
понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.
Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и
отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света
разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной
очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:
Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.
Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы
их разрешить.
Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к
познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,
которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.
Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.
Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта
и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два
источника:
Объекты ощущений
Деятельность ума
Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93