к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,
погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что
видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.
Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать
на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о
котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В
то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы
объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе
говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)
в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно
отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский
идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,
метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма
философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие
(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в
абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".
В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды
господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-
Государство должен состоять из 3-х классов:
1) крестьян, ремесленников и купцов;
2) стражей;
3) правителей.
В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -
мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных
достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-
Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не
нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.
Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных
нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике
и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает
выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали
одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей
предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние
должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.
Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить
город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,
сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и
навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная
собственность должна была уступить место общественной.
Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические
занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-
истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50
лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,
внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно
контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание
Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и
прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-
Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а
государственная власть должна принадлежать аристократии.
72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.
Гражданское общество и государство.
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят
многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое
состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества
было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но сейчас,
гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно
стать неким фетишем. Утверждение типа: демократия невозможна без развитого
гражданского общества, не следует принимать дословно.
Размышления о социальных институтах всегда включают прогнозы об их
будущем. И эти прогнозы – не важно сбываются они или нет – как импульсы из
будущего организуют настоящее. В одних прогнозах государство и право
должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического
общества). В других – они вечны, так как преподнесены человечеству Богом. В
третьих – одному из конкретных государств, предназначалось быть
«тысячелетним Рейхом». В концепциях, ведущих свое происхождение от
утверждений Платона, государство возникло в первоначально как «совершенное»
и, представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается
(точно так же, как это происходит с живым организмом).
В концепции известного современного социолога Фукуямы, либерально-
демакратическое государство – это венец политико-правового творения
человечества.
Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и так далее)
вытекают органично из различного понимания государства и права.
Характеристика и понятие гражданского общества.
На прошлом этапе отечественная теория государства и права также
обращалась истокам, но главным образом классового наполнения к
принудительным характеристикам государства и права. И оставляла в стороне
богатейшее теорико-правовое наследие Гегеля. Из него черпали лишь
философские идеи, и то те, которые были созвучны существующему социальному
строю, прежде всего диалектическую логику.
Глубокое осмысление понятия гражданского общества получило в трудах
Гегеля, а именно в его «Философии права». Одним из принципов гражданского
общества по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои конкретные цели,
то есть индивид. Другим принципом – «всеобщность», то есть соотношение лиц
между собой, то есть, все тот же вопрос о взаимодействии индивида и
общества и об ограничении свободы одного индивида, свободой другого в
обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.
Сюда относится замечание Гегеля о новой проблеме появившейся в
связи с функционированием буржуазного общества – о проблеме налогов.
Гегель утверждает, что индивид обязан платить налоги – без этого
государство так оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества,
вообще не смогут удовлетворять свои потребности.
Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,
определение потребностей индивида и их удовлетворение посредством труда
этого индивида, а так же удовлетворение потребностей других членов общества
в той же трудовой деятельности. Это – во-вторых, сохранение свободы во
«всеобщем», то есть в обществе, защита собственности посредством
правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе
«случайностей», внимание к личности, ее интересам как интересам общества.
Иными словами, гражданское общество включает в себя целенаправленную
трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие
свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества,
четко работающую судебную систему осуществляющую защиту на основе права.
Таким образом, гражданское общество Гегеля – это хорошо известное нам
первоначальное общества расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и
практикой.
Вот почему и для российского общества, только теперь, в конце ХХ
века, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно
знать исходные теоретико-правовые положения, характеризующие это общество.
Идея гражданского общества на предыдущем этапе исторического развития
России была заменена концепцией социалистического общества. Политическая
система состояла из органов власти – Советов народных депутатов и
осуществления их властных полномочий. Экономическая система – из
социалистической собственности, социалистических форм трудовой
деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудовой
(народной) интелигенции.
Создание гражданского общества становится одним из необходимых
условий продвижения России по пути крупных социально-политических,
экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского
общества.
Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное
коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно
состояние общества в определенное время в определенной стране ставшее на
путь рыночной экономики и либерально – демократического режима. Это
гражданское общество сохраняет органическую связь с государством,
обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности,
главным образом – правосудие, а так же возможность гражданину иметь и
использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по
суду и так далее.
Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского
общества к гегелевской модели. За двести лет, оно обогатилось многими
другими ценностями. Среди них к примеру, открытость, глобальность, новые
права и свободы, в том числе право на информацию.
Сюда же входят и новые обязанности, в том числе и по отношению к
интеллектуальной собственности, экологическая проблема и многое другое.
Правовое государства. Понятие и признаки. Государство правовое и
социальное.
Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам,
а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного
индивида и сохранение стабилизации общества с рыночной экономикой и
либерально-демократическим политическим режимом.
Господство права и верховенство законов в своем конкретном содержании
реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который
является основным императивом государственно-организованного общества.
Господство права – это означает, что все подчиняются правовым предписаниям,
принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления
правом. Верховенство закона – означает, что все признают основополагающем
в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все
другие подзаконные акты должны соответствовать закону. Высшую юридическую
силу имеет Конституция -– и все это тоже признают и соблюдают. Все другие
законы должны соответствовать Конституции.
Другие признаки правового государства, так же характеризуют это
государственное образование как обеспечивающее, даже обслуживающее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93