альтернативу науки, "пережиток" общественного сознания .
Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки
ее возникновения и ранние формы ее существования.
Анимизм - это система взглядов, основанная на персонификации природных
явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.
Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души
порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого
лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью
объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что
является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во
сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и
другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или
отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что
закрепилось в особых ритуалах и обрядах.
В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему
предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде
призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела
из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного
захоронения, поминальные обряды и т.д.).
Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных
теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых
не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно
убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех
религиях.
Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в
сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми
могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и
неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и
прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.
Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и
входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.
Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов
(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня
необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде
статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,
возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых
родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной
родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире
таинственных сил'".
Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают
статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для
ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные
функции.
Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с
первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться
дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно
это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана
забывается и он превращается в предмет украшения.
Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного
воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и
т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность
человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в
мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система
связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать
на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование
злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его
окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным
миром, он пытался их построить и с миром духов.
Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических
действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален
и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому
эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по
результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата
всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий
или просто более сильное противодействие других духов.
Магия как средство практического воздействия на мир связана с
конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,
лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может
быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект
осуществляется манипулированием над его образом.
В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой
особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного
и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый
ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы
магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях. Огромное
разнообразие религиозных систем не позволяет подробно их изложить в данном
пособии, поэтому мы выборочно расскажем о наиболее крупных из них.
К национально-государственным религиям современного мира относится
множество религиозных систем, которые выросли на национальной почве,
связаны с национальными традициями и древними верованиями, языком.
Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и
национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в
соответствующих странах.
Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го
тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира,
которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией
Моисея, по имени вождя еврейских племен.
Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию.
Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником
является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором
рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном
потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д.
После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в
силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются
нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных
моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле
и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить
на земле царство божье.
Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая
возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между
брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм
представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе
ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек
должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности
земного существования. Локализуется в пределах Индии.
В брахманизме центральной идеей является идее* перевоплощения и
переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и
Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки,
совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие
перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно
перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а
наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых
распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются
во всех уголках современного мира.
В Древнем Китае наиболее распространенными религиями были даосизм и
конфуцианство. Конфуцианство по многим признакам может считаться религией,
хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи считают
Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял
религиозные обряды, был обожествлен и в честь него император Китая совершал
обряды, позволяет считать конфуцианство формой национальной религии.
Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты жрецов и
исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем
государственная система поддерживала это таким образом, что будущий
чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие
государственной должности <а это было единственным средством ее получения),
должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим
культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы
ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая
китайскую культуру и до наших дней.
Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими
храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая
форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания
составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап
в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный
характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов,
разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко
друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них
выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет
"ни эллина, ни иудея".
Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э.
Число исповедующих данную религию сегодн" составляет несколько сот
миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является
индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя
Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное
учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально
моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для
ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой
собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди
приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется
вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного
целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93