Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

альтернативу науки, "пережиток" общественного сознания .

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки

ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм - это система взглядов, основанная на персонификации природных

явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души

порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого

лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью

объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что

является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во

сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и

другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или

отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что

закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему

предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде

призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела

из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного

захоронения, поминальные обряды и т.д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных

теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых

не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно

убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех

религиях.

Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в

сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми

могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и

неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и

прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.

Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и

входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов

(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня

необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде

статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,

возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых

родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной

родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире

таинственных сил'".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают

статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для

ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные

функции.

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с

первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться

дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно

это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана

забывается и он превращается в предмет украшения.

Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного

воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и

т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность

человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в

мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система

связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать

на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование

злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его

окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным

миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических

действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален

и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому

эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по

результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата

всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий

или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с

конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,

лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может

быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект

осуществляется манипулированием над его образом.

В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой

особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного

и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый

ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы

магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях. Огромное

разнообразие религиозных систем не позволяет подробно их изложить в данном

пособии, поэтому мы выборочно расскажем о наиболее крупных из них.

К национально-государственным религиям современного мира относится

множество религиозных систем, которые выросли на национальной почве,

связаны с национальными традициями и древними верованиями, языком.

Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и

национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в

соответствующих странах.

Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го

тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира,

которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией

Моисея, по имени вождя еврейских племен.

Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию.

Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником

является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором

рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном

потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д.

После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в

силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются

нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных

моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле

и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить

на земле царство божье.

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая

возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между

брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм

представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе

ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек

должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности

земного существования. Локализуется в пределах Индии.

В брахманизме центральной идеей является идее* перевоплощения и

переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и

Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки,

совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие

перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно

перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а

наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых

распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются

во всех уголках современного мира.

В Древнем Китае наиболее распространенными религиями были даосизм и

конфуцианство. Конфуцианство по многим признакам может считаться религией,

хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи считают

Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял

религиозные обряды, был обожествлен и в честь него император Китая совершал

обряды, позволяет считать конфуцианство формой национальной религии.

Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты жрецов и

исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем

государственная система поддерживала это таким образом, что будущий

чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие

государственной должности <а это было единственным средством ее получения),

должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим

культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы

ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая

китайскую культуру и до наших дней.

Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими

храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая

форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания

составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап

в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный

характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов,

разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко

друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них

выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет

"ни эллина, ни иудея".

Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э.

Число исповедующих данную религию сегодн" составляет несколько сот

миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является

индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя

Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное

учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально

моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для

ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой

собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди

приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется

вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного

целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты