Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только

благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что

опираться на них трудно. Можно (да и должно) спорить о том, имеют ли они

будущее, а если "да", то в какой модификации. В архив сдавать их не

следует, но и полагаться на них как-то опасно.

Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость,

технократическая - экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение,

органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных,

объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то

идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-

социологических идей.

А мировые да и местные религии, или эзотерические учения западных и

восточных оттенков, как им и положено, зовут в "мир иной". Однако несмотря

на обилие неорелигий (типа "мунизма" или "бахаизма"), многоликого

сектантства в мировых религиях, принципиально новых идей нет. Все это лишь

перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из

прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических

сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному

опустошению.

Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их

нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный

пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и

надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления

глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской

угрозы человечеству.

ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ),

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает

объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и

экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой

телесностью.

ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО

ЗАЩИЩЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНВЕРГЕНТНОГО ТИПА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО

ТИПА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Эта форма экономических отношений будет

способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов,

гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального

хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже

определились. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению

глобальных проблем.

ТРЕТЬЯ ПРЕДПОСЫЛКА - СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных

отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными

спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые

события.

Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь

людская проливается, ненависть слепит и "образ врага" не исчезает. Однако с

немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа

силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе

дорогу. Термины "консенсус", "переговорный процесс", "компромисс"

становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это

ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой)

возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие "разборки".

ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми

издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и

социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный

менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки.

Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления

церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры

стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются.

Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление

фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости

(толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как

условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

ПЯТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ЭТО МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения

самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются

международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о

"непроницаемости" и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа

жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние

довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Разумеется, всплеск "этничности", националистических страстей

продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это - уродливый

зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен.

Устремленность к единству будет довлеть. Полифония самобытного и

общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе дорогу.

ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету, ,но не по значимости) -

НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже

говорят, что мы - в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о

поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий,

но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей,

их интегрирование в многомерную целостность.

Завершая обозрение предпосылок преодоления глобальных кризисных

коллизий, скажем о необходимости конструирования глобальной этики,

универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую

солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-

рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не

помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к

всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть

отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для

выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

75. Философская антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых важных в философии. Особенно

актуальна она в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро

встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой

переход переживает сегодня отечественная история. Однако чтобы полнее

осознать современное состояние философской антропологии, необходимо

ознакомиться, хотя бы вкратце, с ее историческим развитием.

Начало западноевропейской философской традиции вообще и философской

антропологии, в частности, положила античная Греция. Первоначально человек

в древнегреческой философии существовал не сам по себе, а лишь в системе

определенных отношений, воспринимавшихся как АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК И КОСМОС.

Он жил в едином, нераздельном мире со всей своей природной и социальной

средой, неодушевленными предметами, животными и богами. Даже боги

находились внутри космоса и являлись для людей реальными действующими

лицами. Человек мыслился как микрокосм, являвшийся отражением макрокосмоса,

который понимался как живой организм. Именно так смотрели на человека

представители милетской школы, стоявшие на позициях ГИЛОЗОИЗМА. Они

отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность

универсума.

В средневековье человек рассматривался прежде всего как часть мирового

порядка, установленного Богом. А представление о нем сводилось к тому, что

человек есть "образ и подобие Бога". Реально, значит, человек из-за своего

грехопадения внутренне был раздвоен. Поэтому он рассматривался как единство

божественной и человеческой природы, воплощенное в личности Христа.

В социальном плане средневековый человек провозглашался пассивным

участником божественного порядка и являлся существом тварным и ничтожным по

отношению к Богу. Главная его задача состояла в том, чтобы приобщиться к

Богу и спастись в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой

истории выражалась в формуле: грехопадение-искупление. Отвечать за свои

поступки перед Богом каждый человек должен был сам.

Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием

зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой

культуры, получившей название ГУМАНИЗМА. Если мыслители средневековья

решали проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи

Возрождения и Нового времени ставила его на земную основу и на этой почве

пыталась решить антропологические проблемы. Она отказалась от учения об

изначальной греховной сущности человека и утверждала его естественное

стремление к добру, счастью и гармонии. Философы этого времени не отрицали

Бога полностью, но делали своим знамением не его, а человека. Критикуя

христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали,

что человек от природы, от дня своего рождения добр и негреховен.

Однако под влиянием частного интереса представления о человеке, мотивах

его поведения и жизненных установках менялись. В сочинениях мыслителей все

отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не

случайно ранний МАРКСИЗМ занялся анализм процесса дегуманизации,

наблюдавшегося в капиталистическом обществе. Молодой Маркс исследовал

причины отчуждения человека от общества, искал пути его преодоления,

восстановления человеческого достоинства, полной реализации его интересов.

Приоритетным становился не человек, а общество.

Эта позиция содержала в себе достаточно справедливого и относительно

истинного. Ибо ясно, что человек как таковой только тогда становится

человеком, когда он вступает в многочисленные и постепенно умножавшиеся

связи: сначала со своей семьей, затем - со сверстниками, становится членом

каких-то социумов: наций, государств и др. Однако подобная точка зрения не

бесспорна, в ней заметна односторонность и, следовательно, опасность.

Социализация человека, вплоть до его "обобществления", включенность без

остатка в общественные связи и отношения грозит утратой его личности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты