Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,

кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что

в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК

САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование

человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его

силах, он может подчинить всю природу".

Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей

ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что

- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,

но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все

это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким

свойством - мудростью.

"Юноше, обдумывающему жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого

начала, ничего не остается, как только обратиться к тем, кто ее уже прожил,

причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше - к летописи человеческой

мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего

человечества. Одно из древних и в различных модификациях встречающееся у

всех народов высказываний на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет

надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и

отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом философствовать"

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль

Ф. М. Достоевского: надо не просто "сначала жить", а прежде всего надо

"жизнь полюбить", причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша

Карамазов, полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму".

Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям,

положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути

существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только

на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида

и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие

человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти

преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей

деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

51. Социально - философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо:

проблемы естественного права и общественного договора.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к

движениям. Поэтому люди и животные у него - сложные механизмы, действия

которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от

неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние

впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь

есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов:

отрицание существования душ как особых субстанций,

тела - единственные субстанции,

вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей

могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку

зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания

является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях.

Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства -

источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и

праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить

на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от

лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи,

например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с

которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или

ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из

простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и

отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,

адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию

общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства.

Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения

было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где

приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность

человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими

действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и

повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле.

Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",

люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он

поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его

реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

52. Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н. Моисеева

и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы развития общества.

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),.

гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение

нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,

человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.

характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и

конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение

данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются

некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к

высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции,

ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на

достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся

понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть

результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в

фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты