другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции
ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.
Преодоление конфликта - это и есть гармония.
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,
возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных
его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по
восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,
застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень
развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых
им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры,
развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные
периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для
характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в
силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как
формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны,
производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером
общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить
история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские
диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие
антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и
служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи
черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва.
Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией
развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в
данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так
и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие
буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями
Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и
техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки
жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение
общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва
классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности
общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.”
находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития
капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его
рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со
второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории:
позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный
(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж.
Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история
должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без
проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и
р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П.
и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую
историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или
цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно
Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей
(интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.
Поэтому ГГ. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в
направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т.
зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической культуры
Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять
явления истории субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных
“исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-
ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только
в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие,
означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В
буржуазной социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение
людей из одного слоя об-ва в др., изменение социального положения.
Различают “горизонтальную социальную мобильность” (т. е. переход людей из
одной социальной группы в др., расположенную на том же социальном уровне) и
“вертикальную социальную мобильность” (т. е. перемещение лица в др.
социальный слой или класс). Изменчивость, мобильность социальной структуры
действительно имеет место. Но буржуазные социологи извращают ее характер,
утверждая, что в капиталистическом об-ве она осуществляется в направлении
смягчения классовых противоречий, установления социальной однородности. По
утверждениям буржуазных социологов, “вертикальная социальная мобильность”
дает возможность человеку из “низов” продвинуться вверх по социальной
лестнице, попасть в ряды “высшего класса”, стать миллионером. Теория
“социальной мобильности” —один из вариантов реформистской концепции
“классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве “путь наверх”, т.
е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей, является
исключением и не меняет положения всего класса в системе производства. Гл.
направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает
разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к
обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет
социальная подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной
ликвидацией существенных различий между умственным и физическим трудом,
городом и деревней и представляет закономерную тенденцию развития
социальной структуры в направлении формирования будущей социальной
однородности коммунистического общества.
53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,
направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове
мира.
54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.
Бердяева.
Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах “Философия
неравенства”, “Философия свободы”, “Мировоззрение Достоевского, “Смысл
творчества - опыт оправдания человека”. Бердяев развивал теорию
персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он возглавил в русском
богоискательстве персонализм.
По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского ренессанса
после Соловьева.
Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-
либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно
больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр
своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не
как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-
либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,
что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был
обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества
религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла
за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а
творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,
что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество
создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-
творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать
первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя
меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать
абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким
путем антологизировал зло.
В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило
ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над
историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации
пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во
времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный
факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской
души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение
противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них
заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как
например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,
церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.
Бердяев выделил три свободы:
первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная
основа бытия.
иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении
моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это
свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.
Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в
связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из
иррациональной свободы может быть только трагическим или
сверхъестественным.
свободу, проникнутую любовью к Богу – рациональная свобода, это
связано со смыслом человеческого бытия, это свободная любовь человека к
богу.
В соответствии с тремя типами свободы Бердяев пытался решить проблему
смысла истории: это Бог, судьба и человеческая история. Судьба по мнению
Бердяева превращает личность в арену иррациональных сил истории. В
определении природы своей истории народы покоряются власти судьбы. Русская
идея у Бердяева выступает в качестве творчества религиозного сознания,
которое охватывает все направления отечественного любомудрия. Он имеет в
виду масонов и декабристов, славянофилов и западников, анархистов и даже
русских марксистов. Все они, по мнению Бердяева, выражали характер и
признание русского народа, его самобытную религиозность. Т.о. русская идея
по Бердяеву представляет собой целостное тоталитарное мировоззрение,
принципиально свободное в путях познания. В этой тоталитарной всеобщности и
проявляется новая форма религиозной философии. Откровение в таком случае
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93