Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между

собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об

эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции)

заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых

неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного

метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

В науке широко используются т.н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:

1. АНАЛИЗ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части

и СИНТЕЗ - их объединение в единое целое.

2. АБСТРАГИРОВАНИЕ - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений

изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя

свойств.

3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мыслительная процедура, связанная с образованием

абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в

действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и

т.п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное и очень

опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой

некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и

построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с

абстрагированием и мысленным экспериментом.

4. ИНДУКЦИЯ - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их

обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ - восхождение процесса познания от общего

к единичному.

5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых

сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На

основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -

умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а,

в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно,, объект С,

возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а

вероятное знание.

6. МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования определенных объектов путем

воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая

представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом,

интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы

моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и

знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)

моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, - явление конкретно-

историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития

науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится

саморазвивающиеся открытые сложные "человекоразмерные системы") и усиление

роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

Отсюда - сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами),

восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и

вненаучных подходов и т.п. Все более характерным для современной науки

становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и

методов синергетики - теории самоорганизации, ориентированной на поиск

законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы - природных,

социальных, познавательных.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность

(вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность,

вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих

характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой

из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке

категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое

распространение идеи развития - "историзация", "диалектизация" науки.

6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого

разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их

методов, все более растущее значение "антропного принципа",

устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.

7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их

абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-

абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом

значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни

одна наука.

8. Повышение роли "понимающих методик" (аппарата герменевтики),

"личностных методов" (например, биографического), ценностного и

информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых

и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и

средств познания и др.

Роль науки в развитии техники.

Понятие "ТЕХНИКА" во всем многообразии определений всегда опиралось на

греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности

под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной

деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы,

помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении

ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов.

Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только

вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.

Следующей характерной чертой техники является ее СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ.

Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением

искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения

роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты