сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между
собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об
эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции)
заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых
неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного
метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.
В науке широко используются т.н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:
1. АНАЛИЗ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части
и СИНТЕЗ - их объединение в единое целое.
2. АБСТРАГИРОВАНИЕ - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений
изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя
свойств.
3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мыслительная процедура, связанная с образованием
абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в
действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и
т.п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное и очень
опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой
некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и
построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с
абстрагированием и мысленным экспериментом.
4. ИНДУКЦИЯ - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их
обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ - восхождение процесса познания от общего
к единичному.
5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых
сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На
основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -
умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а,
в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно,, объект С,
возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а
вероятное знание.
6. МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования определенных объектов путем
воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая
представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности
(вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом,
интересующим исследователя, должно существовать известное подобие
(сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы
моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и
знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)
моделирование.
Методология научного познания, как и сама наука, - явление конкретно-
историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития
науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:
1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится
саморазвивающиеся открытые сложные "человекоразмерные системы") и усиление
роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.
2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
Отсюда - сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами),
восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и
вненаучных подходов и т.п. Все более характерным для современной науки
становится методологический плюрализм.
3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и
методов синергетики - теории самоорганизации, ориентированной на поиск
законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы - природных,
социальных, познавательных.
4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность
(вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность,
вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих
характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой
из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке
категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.
5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое
распространение идеи развития - "историзация", "диалектизация" науки.
6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого
разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их
методов, все более растущее значение "антропного принципа",
устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.
7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их
абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-
абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом
значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни
одна наука.
8. Повышение роли "понимающих методик" (аппарата герменевтики),
"личностных методов" (например, биографического), ценностного и
информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых
и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и
средств познания и др.
Роль науки в развитии техники.
Понятие "ТЕХНИКА" во всем многообразии определений всегда опиралось на
греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности
под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной
деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы,
помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении
ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов.
Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только
вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.
Следующей характерной чертой техники является ее СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ.
Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением
искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые
навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали
использованные при его создании знания и умения, выработанные
человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве
социально значимого продукта.
Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу
человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему
искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются
уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и
использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило
говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,
включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и
действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.
Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам
общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил
третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось
так потому, что человек создает технику по законам природы, для
производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном
счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами
окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по
логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании
технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее
многочисленных закономерностей.
Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и
пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные
помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),
средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и
т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и
умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,
протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими
процессами.
В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и
социологической литературе переход от одного этапа к другому принято
связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных
функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.
Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в
технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше
Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,
сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,
поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.
УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не
следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые
задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют
достижения науки и техники.
С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-
технического прогресса характерны следующие черты:
наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,
качественно преобразуются все элементы производительных сил -
производитель, орудие и предмет труда,
интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более
эффективных видов сырья и способов его обработки;
снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения
роли информации и др.
С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие
вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального
образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня
затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут
позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования
часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро
массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником
сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация
высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид
производства - индустрия досуга.
С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-
технического прогресса означает создание новой базы производства (новых
технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93